Познавательный час к Дню авиации
У Дня Воздушного флота России два «отца-основателя»: Николай II и Иосиф Сталин. Они оба в разные годы в августе отдали значимые для российского воздухоплавания распоряжения.
12 августа 1912 года последний русский царь повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в её ведение все вопросы развития нового рода войск. Через два десятка лет уже Иосиф Сталин установил в Советском Союзе традицию праздновать День воздушного флота СССР.
В 1920-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение и авиационный спорт. Популярность авиации среди населения не имела себе равных. Естественно встал вопрос об учреждении нового профессионального праздника.
После недолгих споров и дискуссий было решено проводить День авиации ежегодно в третье воскресенье августа (наилучшее время по метеоусловиям) в виде авиационных парадов, с демонстрацией лучших образцов военной и гражданской авиации, пилотируемых лучшими военными и гражданскими лётчиками, а также с участием выдающихся спортсменов авиаторов и парашютистов.
Так, с 18 августа 1933г. возникла традиция ежегодно отмечать День Воздушного Флота СССР.
Первый русский авиатор
Совсем недавно, в июле, отмечался 145-летний юбилей Сергея Исаевича Уточкина — интересной и многосторонней личности, одного из первых русских авиаторов, футболиста, вело-, авто- и мотогонщика начала XX века, о котором сегодня и пойдет речь.
Заслуги Уточкина в популяризации авиации в России в 1910—1914 годы трудно переоценить. Он совершил десятки демонстрационных полетов во многих городах Российской империи. Его полеты наблюдали будущие известные лётчики и авиаконструкторы. «Из многих виденных мною людей он самая яркая по оригинальности и по духу фигура», — писал о нём писатель А. И. Куприн.
Уточкин родился 12 июля 1876 года в Одессе. Его родители рано ушли из жизни, и он с двумя братьями воспитывался родственниками. В детстве испытал шок, в результате чего остался заикой на всю оставшуюся жизнь. Обучался в Одесском коммерческом училище св. Павла, но в 15 лет оставил учёбу ради занятий спортом. В автобиографическом очерке «Моя исповедь», опубликованной в 1913 году, Уточкин писал, что успешно занимался пятнадцатью видами спорта. Не обладая исключительными природными данными, он добился успехов в спорте благодаря трудолюбию и силе воли. Уточкин становился чемпионом Одессы в соревнованиях по конькобежному спорту, теннису, фехтованию, гребле, плаванию, боксу и борьбе. Он самостоятельно построил яхту и побеждал на ней в парусных регатах, и даже опускался на дно моря в водолазном костюме. По свидетельству самого Сергея Уточкина именно навыки, полученные в ходе занятий спортом, помогли ему впоследствии самостоятельно и в короткие сроки освоить управление различными воздухоплавательными аппаратами, в первую очередь — аэропланами.
2 октября 1907 года в Одессе, после нескольких неудачных попыток, Сергей Уточкин совершил самостоятельный полёт на приобретенном им воздушном шаре. Полёт происходил на высоте 1200 м.
Весной 1910 года Уточкин сдал экзамены на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе, затем подтвержденное Императорским всероссийским авиаклубом. Уже в мае 1910 года Уточкин приступил к показательным полетам в Киеве, Москве, Харькове и Нижнем Новгороде.
В общей сложности Сергей Уточкин совершил в 1910—1912 годах около 150 полетов в 70 городах России и за её пределами. Бывал он и в наших краях. Весной 1912 года Уточкин летал в станице Каменской на Северском Донце в Области Войска Донского.
Уточкин стал первым отечественным авиатором, поднявшим аэроплан в московское небо. Присутствующий при полетах профессор Николай Егорович Жуковский сказал, что у Уточкина помимо знания и умения есть необходимая для авиатора врожденная способность.
Демонстрации полетов Уточкина собирали многотысячные толпы зрителей. В Киеве его полеты наблюдали − будущий создатель авиационных двигателей Александр Микулин и начинавший авиаконструктор Игорь Сикорский, а также гимназист Константин Паустовский. Через много лет, работая над мемуарами, Паустовский описал увиденное в рассказе «Браво, Уточкин!» Корней Чуковский упоминает об Уточкине в автобиографической повести «Серебряный герб» как о кумире своего детства. Советский авиаконструктор Г. М. Можаровский тоже наблюдал в детстве полет Уточкина на «Фармане». В своих воспоминаниях он написал: «После того как я увидел летящий в небе аэроплан, мне стало совершенно ясно, что буду пилотом или в крайнем случае конструктором аэропланов. То же самое решили и мои товарищи».
Если дети и подростки сравнительно легко встраивали зрелище полета неуклюжих на вид первых аэропланов, прозываемых этажерками в формирующуюся у них картину мира, то взрослым это давалось нелегко. Писатель Владимир Гиляровский так передал сложную гамму чувств, возникших у него при виде нарушающего привычные представления о порядке вещей парящего в небе летательного устройства: «Конечно, я шел сюда смотреть полет Уточкина на аэроплане, конечно, я прочел и пересмотрел в иллюстрациях все об аэропланах, но видеть перед собой несущийся с шумом по воздуху на высоте нескольких сажен над землей громадный балаган — производит ошеломляющее впечатление. И посредине этого балагана сидел человек. Значит — помещение жилое. Несущееся по воздуху! Что-то сказочное!..»
В знак признания залуг Сергея Уточкина в апреле 1910 года его наградили Серебряной медалью Киевского общества воздухоплавания «За популяризацию воздухоплавания в России». Пик славы и популярности авиатора в России пришелся на лето 1910 года когда он 3 июля в присутствии множества зрителей поднялся в воздух на самолёте «Фарман» с территории Фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе и перелетел через Одесский залив. Это был 100-й юбилейный полет пионера отечественной и мировой авиации, который «Одесские новости» сравнили по важности с перелетом «Блерио через Ламанш».
С 8 сентября по 1 октября 1910 года в Петербурге на оборудованном на месте Коломяжского ипподрома Комендантском аэродроме Богатырский, состоялся Первый Всероссийский праздник воздухоплавания. На него были приглашены все наиболее известные пилоты России того времени, в том числе — С. И. Уточкин и его основной соперник Михаил Ефимов. Праздник воздухоплавания оказался успешным: его посетило свыше 150 000 человек, и он стал проводиться ежегодно. Трудно переоценить его значение в деле популяризации авиации в России.
Неоднократно аэропланы Уточкина терпели крушение во время полетов. Тем не менее, он всегда возвращался в авиацию. И все-таки однажды авиа-авария привела к необратимым последствиям для здоровья. Травма головы оказалась настолько серьезной, что авиатор попал в петроградскую больницу для душевнобольных, с тех пор к нему относились как к чудаку. Скончался Уточкин 31 декабря 1915 года в свои неполные сорок лет.
Писатель Аркадий Аверченко сказал об этом так:
«Он умер и унес с собой частицу ещё не израсходованного запаса солнца. А излучался он постоянно, и все его друзья и даже посторонние грелись в этих ярких по-южному, пышных струях тепла и радости»
Как некролог звучат и строки В. В. Маяковского из поэмы «Москва-Кёнисгсберг»:
«От чертежных дел
седел Леонардо,
чтоб я летел,
куда мне надо.
Калечился Уточкин,
чтоб близко-близко,
от солнца на чуточку,
парить над Двинском»
Уточкин упоминается и в песне А. Городницкого «Воздухоплавательный парк».
Советуем посмотреть:
В 1962 году на киностудии имени А. Довженко вышел фильм, рассказывающий о С. И. Уточкине — «В мёртвой петле», где в главной роли снялся Олег Стриженов. В 2001 году киноартист открыл в Одессе памятник легендарному авиатору.
Советуем почитать:
Максим Гуреев «Уточкин»
Биографическая книга Максима Гуреева «Уточкин» является, по сути, первым исследованием, посвященным выдающемуся русскому атлету и авиатору, человеку, с именем которого в России рубежа XIX—XX вв.еков связывают начало профессионального спорта и авиационного дела. В книге сделана попытка понять и проанализировать мотивы великих и парадоксальных поступков С. И. Уточкина, его побед и поражений, взлетов и трагических падений. Одессит по происхождению, москвич по отношению к жизни, петербуржец по складу ума, Уточкин был вхож в самые разнообразные круги русского общества. О нем писали Куприн и Аверченко, Катаев и Чуковский, Утесов и Гиляровский, Олеша и Бабель, Бунин и Дон Аминадо. Сам Сергей Исаевич был тоже склонен к литературному творчеству, оставив после себя ряд мемуарных сочинений. К сожалению, герой книги прожил недолгую жизнь — он умер в 1916 году в Петрограде в возрасте 39 лет. Однако память о его первых победах на Одесском велодроме, о его полетах на аэроплане «Фарман IV» в Петербурге и Одессе, Москве и Киеве, Риге и Минске жива и до сих пор будоражит воображение любителей русской истории и русской литературы.
Тематический пазл
Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.