Час юбиляра к 120-летию Джона Стейнбека
27 февраля исполняется 120 лет со дня рождения американского писателя, общественного деятеля и нобелевского лауреата Джона Эрнста Стейнбека.
Дед писателя по отцовской линии Джон Адольф Гросстейнбек был родом из Германии. Перебравшись в Штаты, он сократил фамилию и занялся разведением фруктов. Отец писателя выучился на бухгалтера и работал на небольших местных предприятиях. Жил он с семьей в небольшом городишке Салинас в долине реки с тем же названием в солидном двухэтажном доме, в котором в 1902 году и родился его третий ребенок — сын, названный в честь отца также Джоном Эрнстом.
В детстве Джон не отличался ни особыми успехами в школе, ни прилежанием и трудолюбием, он был своенравным, упрямым и ленивым ребенком. «Прямо-таки и не знаю, что и думать о Джоне, — сокрушалась его мать. — Он будет или гением, или же пустышкой». Будущий классик в это время сидел у окна в своей комнатке и предавался мечтам и фантазиям. С раннего детства в нем возникло необыкновенное отношение к словам, он вслушивался в их звучание, вникал в глубинный смысл словосочетаний, всматривался в их написание. Магия слов завораживала его.
В старших классах Джон начал писать небольшие статьи и рассылать в журналы. Но их не печатали, потому что Джон никогда не оставлял своих координат. Осенью 1919 года Стейнбек по настоянию родителей поступил в Стэнфордский университет. Но учился он без желания. Денег было мало, приходилось работать. Он мыл посуду, был чернорабочим на стройке, работал шофером в богатой семье, и все время пытался писать.
Наконец, в 1929 году небольшим тиражом вышел его первый роман «Золотая чаша» о пирате Генри Моргане. Но ни она, ни вторая и третья книги не принесли писателю успеха. Успех пришел в мае 1935 года вместе с выходом повести «Квартал Тортилья-Флэт», которая обратила на себя внимание и критиков, и читающей публики. Книга попала в список бестселлеров, а Стейнбек впервые получил за свои литературные труды весьма приличный гонорар.
Охвативший всю страну тяжелейший кризис не обошел и Калифорнию. Резкое снижение заработков приводило к росту числа забастовок и маршей протеста. Больше других страдали сезонники — сборщики овощей, фруктов и хлопка. Стейнбек внимательно наблюдал за происходящим, подолгу раздумывал над судьбами простых людей. В этот период он знакомится и общается с известными в то время представителями левого движения, с молодыми профсоюзными активистами. В мыслях о социальной несправедливости выходят его книги «И проиграли бой», «О мышах и людях». Но по-настоящему поворотным произведением Стейнбека стал роман «Гроздья гнева», написанный в 1939 году. В романе рассказывается о тяготах мигрантов-переселенцев с востока США, идущих на запад, в Калифорнию в поисках средств к существованию и лучшей жизни. Стейнбек не стал приукрашивать действительность, поэтому для читателей роман явился «психологическим шоком». Автор описывал, как люди каторжно трудились за копейки, умирали от голода семьями, не в силах противостоять натиску жесткого капиталистического уклада США. Для кого-то Стейнбек стал героем и защитником, но большая часть экономической элиты Америки восприняла его как угрозу, обвиняя в распространении идей коммунизма. Именно за «Гроздья гнева» писатель получил Пулитцеровскую премию.
Всю свою жизнь Стейнбек провел в борьбе за социальную справедливость, защиту прав бедных и угнетенных. Его влияние в Америке было столь велико, что Джон лично общался с президентами Рузвельтом и Кеннеди, генеральным секретарем ООН Дагом Хаммершельдом и многими другими известными фигурами того времени.
Огромное воздействие на Стейнбека произвела Вторая Мировая война, особенно нападение гитлеровских войск на СССР. В это время Джон задумался о возможности нападения немцев и на США, он попытался донести эту мысль до читателей в повести «Зашла луна» 1942 года. В этой повести Стейнбек рассказал о том, что чувствуют жители маленького городка, когда их город оккупируют захватчики. Уже спустя годы писатель узнал, что эту повесть тайно распечатывали члены движения Сопротивления в Европе, а немцы расстреливали каждого, у кого находили книгу Стейнбека.
После перевода на русский язык романа «Гроздья гнева», который подытожил горечь десятилетия Великой депрессии и вызвал широкое сочувствие к бедственному положению безработных американцев, Джон Стейнбек стал всеобщим любимцем в Советском Союзе. Его пригласили посетить страну Советов. И вот в 1947 году Стейнбек вместе с фоторепортёром Робертом Капой побывал в Москве, Киеве, Тбилиси, Батуми и Сталинграде. Позже он написал книгу о своём пребывании в СССР, которая называется «Русский дневник».
В 1948 году Стейнбек теряет в автомобильной аварии лучшего друга, от него уходит жена. Борясь с депрессией, он уезжает в старый родительский дом в Калифорнию. Он давно хочет написать роман об этих местах. Но лишь вновь женившись, писатель находит силы начать писать. В 1951 году свет увидел роман с библейским названием и не менее библейским сюжетом — «К востоку от Эдема», который Стейнбек считал своим главным произведением. «К востоку от Эдема» — традиционный семейный роман. Все действие в нем сосредоточено вокруг двух семейств — Сэмюэла Гамильтона и Адама Траска. И в то же время это роман о становлении и развитии американского общества, о том, как создавались семейные богатства, как жили захолустные американские городки, какие нравы царили в них, как развлекались достопочтенные отцы общества. На примере двух семей писатель создает историю провинциальных нравов Америки.
Начало 1950-х годов в Соединенных Штатах ознаменовалось наступлением крайне консервативных, реакционных сил. Внутриполитическая жизнь проходила при доминирующем господстве ярого антикоммуниста сенатора от штата Висконсин Джозефа Маккарти. Начавшиеся массовые гонения на прогрессивных деятелей литературы и искусства оказали огромное влияние на всю общественную жизнь. Стейнбек в то время с горечью замечал: «Страх перед коммунизмом заменяет среднему американцу способность думать. Богатые ненавидят бедных и налоги. Молодые ненавидят призыв в армию. Демократы ненавидят республиканцев, и наоборот. И все вместе ненавидят русских». «Очень тяжело воспитывать детей, когда средствами для достижения успеха служат крючкотворство, вероломство, себялюбие, леность и цинизм или когда благотворительность оплачивается снижением налогов, суды продажны, а высшие государственные чиновники преисполнены безмятежного спокойствия, лености, тщеславия, да к тому же еще и являются абсолютно неграмотными. Как я могу учить всех своих сыновей ценностям и красоте нашего языка, а значит, ценностям и красоте общения, если сам президент не читает ничего другого, кроме «вестернов», и не может правильно произнести простейшую английскую фразу?»
Осенью 1962 года Джону Стейнбеку была присуждена Нобелевская премия в области литературы. После Карибского кризиса по предложению Белого дома Стейнбек снова едет в СССР в рамках программы культурных обменов между обеими странами. Осенью 1963 года Стейнбек с женой побывал в Москве, Киеве, Ленинграде и Тбилиси. «Москва очень сильно изменилась, — писал он 18 октября 1963 года, — Новые жилые дома протянулись на мили и уходят в бесконечность. Так как земля не подлежит продаже, вокруг домов разбиты парки и скверы. Люди намного лучше одеты, чем в наш прошлый приезд, и на их лицах нет усталости. Все очень радушны. Люди свободно обсуждают любые темы».
В Советском Союзе со Стейнбеком приключилась забавная история, о которой мы знаем из рассказа Владимира Познера. К нам в гости он приехал, отрастив густую рыжую бороду. В московском гастрономе какой-то мужик позвал его, так сказать, составить компанию. Выпив с незнакомцем горячительного напитка, Стейнбек устало присел на обочине. К нему тут же подошел милиционер. «Я американский писатель» — сказал Стейнбек фразу, выученную по-русски. Страж порядка подозрительно прищурился и вдруг радостно воскликнул: «Хемингуэй!» Своё воспоминание о том забавном случае Джон Стейнбек завершил комплиментом: «Ваша страна единственная, в которой полицейские читали Хемингуэя».
Однако, возвращение домой было печальным. Убийство Джона Ф. Кеннеди потрясло Стейнбека. Как и начавшаяся вскоре Вьетнамская война. Гениальный писатель и неугомонный борец за справедливость умер в возрасте 66 лет от заболевания сердца, находясь в жуткой депрессии.
Интересные факты:
- Стейнбек очень любил собак. Его пёс Тоби прославился тем, что съел один из ранних черновиков повести «О мышах и людях». А вместе с пуделем Чарли Стейнбек исколесил 37 штатов, о чем написал в книге «Путешествие с Чарли в поисках Америки».
- Ручкам и печатным машинкам Стейнбек предпочитал простой карандаш. Чтобы написать книгу «К востоку от Эдема», он использовал 300 карандашей.
- Стейнбек опасался за свою жизнь, потому что не раз получал угрозы. После одного серьёзного случая он подал заявку, чтобы получить разрешение на ношение оружия.
- В 1980-х годах появился слух, что роман Стейнбека «Гроздья гнева» был переведен на японский язык как «Злой изюм».
2 марта мир будет отмечать 95-летний юбилей еще одного выдающегося писателя и нобелевского лауреата Габриэля Гарсиа Маркеса. Предлагаем вам узнать, насколько хорошо вы можете отличить Стейнбека от Гарсиа Маркеса.
Викторина:
Советуем почитать:
Джон Стейнбек «Русский дневник»
В 2022 году исполняется 75 лет со дня создания книги о путешествии по России времен Холодной войны. Но «Русский дневник» Джона Стейнбека остается одним из самых лучших в мировой литературе образцом жанра репортажа и путевых заметок. Стейнбек и Капа действительно создали уникальный портрет эпохи. «Русский дневник» — это небольшие, но очень емкие и атмосферные зарисовки, которые показали жизнь такой, какой она была на самом деле, без пропаганды, сгущения красок и официоза. Наблюдательность и журналистское чутье позволили автору подметить очень запоминающиеся и живые моменты, а чувство юмора, с которым он их описал, это отдельный и очень большой плюс книги. Роберт Капа — известный военный фотограф. Его фотографии, сделанные во время поездки, великолепно проиллюстрировали книгу, а также вошли в знаменитую выставку Эдварда Стейхена «Род человеческий», которую увидели миллионы людей в разных странах мира.
Джон Стейнбек «К востоку от Эдема»
Шедевр «позднего» Джона Стейнбека. «Все, что я написал ранее, в известном смысле было лишь подготовкой к созданию этого романа», — говорил писатель о своем произведении. Роман, который вызвал бурю возмущения консервативно настроенных критиков, надолго занял первое место среди национальных бестселлеров и лег в основу классического фильма с Джеймсом Дином в главной роли. Семейная сага… История страстной любви и ненависти, доверия и предательства, ошибок и преступлений… Но прежде всего — история двух сыновей калифорнийца Адама Траска, своеобразных Каина и Авеля. Каждый из них ищет себя в этом мире, но как же разнятся дороги, которые они выбирают… «Ты можешь» — эти слова из библейского апокрифа становятся своеобразным символом романа. Ты можешь — творить зло или добро, стать жертвой или безжалостным хищником.
Мероприятие подготовила: Агаркова А.К.
Источники: http://lib.ru/STEJNBEK/biography.txt