На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал его ещё в 12 веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.
Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла – городецкой росписи. Городецкие мастера украшали донца прялок резьбой, инкрустацией, а потом стали расписывать яркими красками. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а ещё позже роспись полностью вытеснила резьбу. Эти прялки расходились по всей России. Прялку, по обычаю, дарил жених невесте: она была символом хорошей семейной жизни.
Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.
Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали жёлтым, красным или чёрным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.
Особенности городецкой росписи – чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки.
Этот народный промысел сложился к середине 19 века. В начале 20-го промысел возродился. С 1938 года работала артель, с 1960 – фабрика «Городецкая роспись».
Вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определённую смысловую окраску. Так изображение петуха или коня трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение петуха и курочки символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.
Сюжетная роспись одна из самых трудоёмких. Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне — жених, одинокая девушка, стоящая около берёзки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечёрки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами — это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развёрнутые в три четверти. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж.
Радует, что искусство не утрачено и продолжает развиваться.
Что почитать:
- Маврина Т.А. «Городецкая живопись»
- Супрун Л.Я. «Городецкая роспись»
- Толстухина Н.В. «Художественная роспись по дереву. Городец»