Мир сквозь призму культуры

      Комментарии к записи Мир сквозь призму культуры отключены

Виртуальный журнал

15 апреля отмечается Международный день культуры. Дата связана с подписанием 15 апреля 1935 года в Вашингтоне договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получившего известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха.

История появления праздника

Художником Николаем Рерихом был предложен первый международный правовой акт об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Идея о необходимости заключения специального соглашения об охране памятников культуры во время войн возникла и была высказана им в 1904-1905 годах во время русско-японской войны на заседании русского архитектурного общества. В 1929 году Рерих выступил с проектом пакта и обратился к народам и правительствам всех стран.

Предложение о проведении Всемирного дня культуры было выдвинуто художником в 1931 году в бельгийском городе Брюгге на конференции, посвящённой продвижению международного договора об охране культурных ценностей. Рерих считал культуру главной движущей силой на пути совершенствования человеческого общества, видел в ней основу единения людей разных национальностей и вероисповеданий. Тогда же была названа основная задача Дня культуры – широкий призыв к красоте и знанию.

В 1930-е годы развернулось общественное движение сторонников заключения пакта, в ряде стран были созданы общества Пакта Рериха.

Подписание Пакта Рериха состоялось 15 апреля в 1935 году в Вашингтоне в Белом Доме представителями 21 государства американского континента. В поддержку пакта выступили в своё время Франклин Рузвельт, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Герберт Уэллс, Альберт Эйнштейн.

В пакте содержатся общие принципиальные положения о защите культурных ценностей и уважении, которое следует им оказывать. Положение о защите объектов носит безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости.

В качестве отличительного знака на памятниках культуры Рерихом было предложено Знамя Мира, представляющее собой три круга в кольце амарантового цвета на белом полотнище, означающие символ триединства всего сущего: единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности.

Пакт Рериха был использован в качестве основы для документов международного сотрудничества в области охраны культурного наследия.

Международному дню культуры ежегодно посвящены различные мероприятия – выставки, круглые столы, конференции.

Значение культурного сотрудничества

Глобализация делает всё более значимым мирный диалог различных культур. Культура выступает в качестве важной составной части жизни человека и одного из факторов прогресса. Она не ограничивается доступом к произведениям искусства и гуманитарным наукам, а является одновременно приобретением знаний, потребностью уклада жизни, необходимостью общения.

Культурные связи – один из самых гуманистических инструментов в механизме внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств и народов. Ведь искусство, наука – достояние всего человечества, они выше границ и национальных барьеров. Формирование единого культурно-информационного пространства – это один из важнейших созидательных механизмов, расширяющих границы человеческих представлений о многообразии мира, глубинных внутренних процессах, о различных преобразованиях, происходящих в мировом сообществе.

Основными направлениями международного сотрудничества в области культуры являются: поддержка творческой деятельности, подготовка и стажировка работников культуры, совместное производство культурных ценностей и культурных благ и обмен ими, реставрация уникальных памятников истории и культуры, создание и внедрение новых технологий и т. д.  

Конструктивные моменты международного культурного сотрудничества включают:

  1. укоренение в умах людей идеи защиты мира, укрепления дружественных и равноправных отношений между народами;
  2. взаимное культурное обогащение наций;
  3. формирование правового обеспечения прав и свобод человека в области образования, науки и культуры;
  4. гармоничное развитие всего международного сообщества.

Работа ЮНЕСКО

16 ноября 1945 г. при ООН была создана специальная организация, занимающаяся проблемами развития культуры и науки – Организация Объединённых Наций по вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО). Она создана с целью содействия укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры.

ЮНЕСКО работает над тем, чтобы каждый ребёнок или взрослый человек обладал следующими правами: имел доступ к качественному образованию; жил в культурной среде, пользовался культурным наследием; мог пользоваться научными достижениями; имел полную свободу выражения мнений.

Культурная миссия ЮНЕСКО сосредоточена в первую очередь на защите различных форм нематериального культурного наследия, шедевров устного творчества, сохранении культурных объектов в зоне вооружённых конфликтов. Одно из направлений деятельности ЮНЕСКО в области коммуникации и информации — сохранение цифрового наследия: организация разрабатывает стандарты сохранения информации и оцифровывает документы.

570 лет Леонардо да Винчи

Символично, что 15 апреля родился человек, который внёс огромный вклад в мировую культуру, —  Леонардо да Винчи  (1452-1519), величайший итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения. В 2022 году исполняется 570 лет со дня рождения Мастера. Мы поделимся с вами интересными фактами из его биографии.

Записные книжки

Наверное, ни один художник так не любил вести дневники и записывать свои размышления, как Леонардо да Винчи. Именно записи, сделанные на тысячах страницах его блокнотов, стали волшебным ключом, открывшим миру величие и многогранность его гения. Почти все тексты в записных книжках Леонардо сделаны левой рукой справа налево, а прочитать их можно только в зеркальном отражении. Многочисленные сокращения, специальные «ошибки», придуманные слова, полное отсутствие знаков препинания и изобилие тосканских диалектов — настоящее испытание для дешифровальщиков его трудов.

Здесь и внимательные наблюдения за явлениями природы, и мудрые изречения — собственные и почерпнутые у великих философов и современников, и схемы хитроумных механизмов, и передовые научные открытия в совершенно разных областях, и, конечно, здесь тысячи рисунков, поражающих изяществом линий. 

Человеческое тело

Одной из самых раскрытых тем в дневниках Леонардо была анатомия. Эту науку можно было бы осваивать в теории, но художник, утверждавший, что «единственный критерий истины — опыт», изучал её на практике, а точнее, на трупах. Полученную информацию Леонардо активно использовал в творчестве, добиваясь новых высот в правдоподобном изображении поз, жестов и мимики.

Другой причиной, побудившей Леонардо заниматься не самым приятным и безопасным занятием, было желание создать новый анатомический атлас. К сожалению, наработки Мастера были утеряны.

Вегетарианство

Животную пищу Леонардо не употреблял с раннего детства — причём по идейным соображениям. Да, он легко мог резать трупы, но никогда не стал бы глумиться над живым существом. «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. Мы живём, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища!.. Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животного так же, как они воспринимают убийство человека» (Леонардо да Винчи)

В письмах его современников говорится, что Леонардо так не терпел несвободу, что покупал запертых в клетках птиц на рынке и отпускал их на волю. Кстати, одно из первых его изобретений — машина для выламывания решёток из темниц, своеобразный прототип домкрата. 

Мама

Матерью Леонардо да Винчи была простая крестьянка Катерина. В 15 лет её соблазнил отец художника, нотариус Пьер ди Антонио да Винчи. Официальной пассией для потомственного юриста она не смогла бы стать никогда. Новорождённого малыша семейство да Винчи оставило себе на воспитание.

Маленький Леонардо жил в семье деда и почти никогда не встречался с матерью. Старшего родственника мальчик очень любил — и это чувство было взаимным. Катерина вышла замуж, родила ещё пятеро детей и не торопилась выстраивать отношения с первенцем. И вроде бы всё получилось весьма складно, но, как сказали бы опытные психоаналитики, Леонардо всё-таки испытывал недостаток материнского участия в жизни. Возможно, именно с этим связано одно из основных направлений его творчества — многочисленные женские образы.

Интересно, что сам Леонардо художником себя не считал и говорил: «Что же касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других». 

Самолёты

Современный римский аэропорт Фьюмичино назван в честь Леонардо да Винчи и украшен огромной статуей, изображающей Мастера с моделью вертолёта в руках.

В личных записях Леонардо обнаружены десятки зарисовок всевозможных летательных механизмов: огромного воздушного винта из льняного полотна (прототипа будущего вертолёта); вертикального механического аппарата, поднимаемого в воздух системой ручных и ножных педалей; даже конусообразного «парашюта» — устройства, с помощью которого можно «прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела». 

В процессе освоения темы полётов Леонардо придумал ещё несколько интересных вещиц: анемоскоп — устройство для определения направления ветра, гироскоп — измеритель наклона откоса и, так как считал воздух подобным воде по свойствам, даже пару гидроскопических измерителей.

Рекомендуем посмотреть:

Рекомендуем прочитать:

Мейл П. «Год в Провансе»

Международный бестселлер, искрящийся юмором и любовью к жизни рассказ о том, как англичане купили в Провансе старый фермерский дом и стали вести в нём совсем другую жизнь — полную гастрономических радостей, неожиданных открытий и смешных приключений. Им пришлось столкнуться и с нелёгкими испытаниями, начиная с попыток освоить непонятное местное наречие и кончая затянувшимся на целый год ремонтом. Кроме того, они научились играть в боулз, побывали на козьих бегах и познали радости бытия в самой южной французской провинции.

Андерссон П. «Невероятная история индийца, который поехал из Индии в Европу за любовью»

Вдохновляющая история, основанная на реальных событиях и достойная экранизации. Герой преодолевает вековую социальную несправедливость и доказывает: для любви нет границ. Увлекательные путевые заметки: герой пересекает всю Азию и Европу ради судьбоносной встречи. Колоритно показана разница восточного и западного менталитетов.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.