Час православной культуры
«Я нюхаю вербу: горьковато — душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче — дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце…» И.С. Шмелев «Лето Господне»
Ровно за неделю до Пасхи православные празднуют Вербное воскресенье. В 2022 году оно выпадает на 17 апреля.
Вербное воскресенье это один из двенадцати главных церковных праздников — Вход Господень в Иерусалим. Два тысячелетия назад жители Иерусалима встречали Христа, въезжавшего в город через Золотые ворота, со свечами и ветками финиковой пальмы в руках. В память об этом верующие россияне по сей день приходят в храм на праздник с ветками вербы, так как в наших краях пальмы редкость, а верба ранее других древесных ветвей дает почку.
Этот праздник наполнен разнообразными традициями и поверьями, с помощью которых можно узнать ближайшее будущее, поправить здоровье, улучшить материальное положение.
На праздник веточки вербы освящали, использовали в разных ритуалах. Считалось, что их прикосновение имеет целительную силу, защищает от нечистой силы.
С вербой связаны и многие народные приметы. В пахотную страду смотрели: «Если на верхушке вербы густые барашки, то первый посев даст хороший урожай, а если внизу вербы густые барашки, то последний посев будет лучше первого».
Верба (ива остролистная, краснотал) — листопадное дерево или высокий кустарник с тёмной корой и развесистой кроной из семейства ивовых. Кора вербы содержит витамин С и много других полезных веществ. Её собирают в преддверии весны или в самом начале марта до цветения. Самыми целебными считаются деревья 6-8 лет. Для лечебных целей собирают также мужские серёжки во время цветения. Отвары из вербы обладают кровоостанавливающим, дезинфицирующим, противовоспалительным, жаропонижающим свойствами.
Происхождение вербы в народе объясняют по-разному. Есть легенда, что верба была завезена из Китая: привезли однажды в плетеных корзинах какой-то товар, разгрузили, а корзины выбросили. Одна из ветвей принялась и выросла в чудесное дерево.
Верба является символом жизнеспособности и плодородия: из веточки, без корня, на любой почве она вырастает.
Верба в русской мифологии
Вербная неделя сегодня ассоциируется исключительно с христианскими традициями, но для русских этот праздник имеет самобытные черты. Во многих мифах и легендах присутствует верба, как символ весны и расцвета. Согласно легенде, это дерево когда-то было женщиной, которая осмелилась спорить с Матерью-землей о том, кто плодовитее, и в наказание превращено в вербу. В другой легенде, она выступает символом грусти, сожаления, нелегкой женской доли, которой много приходится терпеть, гнуться, но не ломаться.
Была у матери Вербы дочь Калина. Работала она в поле, захотела пить. Увидела криницу, зачерпнула воды. Первую каплю отдала пташке и только собралась пить, как услышала далекий голос матери – «Не пей, доченька». Не послушалась Калина, снова зачерпнула воды, поднесла к губам, но пташка смахнула ее своим крылом. Снова зачерпнула девушка воды, напилась и превратилась в калиновый куст.
Бежала мать, чтоб остеречь дочку, но не успела и от горя превратилась в плакучее дерево. С тех пор мать Верба оберегает все водные источники, чтоб люди никогда не узнали злых чар.
Наши предки верили, что если пойти в глухую чащу леса, куда даже в самый ясный день не проникают лучи солнца, отыскать там вербу, сделать из неё дудочку, то её звучание может развеселить любую царевну Несмеяну. А ещё наши предки сводили на вербу свою болезнь. Для этого страждущий опоясывался соломенным поясом, а потом поздно вечером, скрываясь от людских глаз, шёл к молодой вербе и опоясывал её снятым с себя соломенным поясом.
В народной речи сохранилось много пословиц, примет, связанных с вербой: «Верба, что немец, куда ни ткни, тут и примется», «Верба красна – бьет напрасно», «Верба бела – бьет за дело». «Дождешься, как от вербы яблок», «У тебя и на вербе груши растут». «Где верба, там вода, где вода, там и верба». «Где серебрится вербица, там здоровая водица».
Ещё в дохристианские времена в славянской мифологии верба считалась ритуальным деревом весеннего Нового года. Потому вербу почитали, считая её оберегом. В народе тесно переплелись старинные традиции с христианскими. Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали символически стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Хлестали освященной вербой и себя, чтобы прибавилось здоровье, при этом приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Освещенной вербой стегали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось много здоровых детей. Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья и хранят до следующего года, как защиту от злых духов и болезней.
Советуем почитать:
Шмелев И. «Лето Господне»
В замечательной книге Ивана Шмелева «Лето Господне» перед читателем предстает увиденный глазами ребенка старый московский быт, раскрывается мир русского человека, жизнь которого проникнута православным духом и согрета христианской верой. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека.
«Чудесная верба. Сборник для детей»
Эта книга продолжает замечательную серию детских сборников, начатых с книги «Бесконечная сказка».
Сборник «Чудесная верба» составлен по материалам дореволюционных журналов «Светлячок», «Хорошая компания», «Задушевное слово» и многих других, выходивших под редакцией замечательного детского писателя Александра Федорова-Давыдова. В книгу вошли также произведения поэтов и писателей Х1Х-ХХ веков: Александра Ишимова, Евгения Елича, Манефы Чокой, Марии Пожаровой и других; стихи, рассказы и очерки разных авторов о животных. Героями прозаических и поэтических сказок стали птицы, звери и даже насекомые — плутоватые, озорные и простодушные, на своем печальном или смешном опыте доказывающие неопровержимость нравственных законов, утверждающих божественную силу добра и правды.