Час информации к Дню этнографа
17 июля в России отмечается День этнографа – профессиональный праздник российских ученых-этнографов, специалистов, изучающих культуру, историю, быт и традиции разных народов мира.
Давайте вспомним самых ярких отечественных представителей этой интересной профессии, слава которых выходит далеко за пределы нашей страны.
Дата 17 июля для Дня этнографа была выбрана не случайно. Она приурочена к дню рождения самого известного русского путешественника, антрополога и этнографа, члена Императорского Русского географического общества Николая Николаевича Миклухо-Маклая.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888) изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. Активно выступал против работорговли.
Как учёный, последовательно придерживался принципа единства человеческого рода; отвергал популярные в своё время теории, что чёрные расы, включая австралийских аборигенов и папуасов, представляют собой переходный биологический вид от обезьяны к человеку разумному. В то же время рассматривал северо-восточное побережье Новой Гвинеи как «этнографический заповедник», на единоличное обладание которым претендовал. Это толкало его на путь политических авантюр, в частности — призывам к российской колонизации Берега Маклая, с одновременным созданием Папуасского Союза — независимого государства, главой которого стремился стать. Был женат на дочери премьер-министра колонии Новый Южный Уэльс (Австралия), имел двух сыновей.
Юрий Валентинович Кнорозов (1922-1999) всю жизнь занимался проблемой письменности майя. Он стал основателем отечественной школы майянистики и тем человеком, которому в итоге удалось расшифровать письменность майя.
Как учёный, известен активным продвижением математических методов исследования недешифрованных письменностей, применение которых дало важные результаты. Группа исследователей под его руководством на протяжении 1950—1980-х годов с разной степенью успешности осуществляла дешифровку письменности острова Пасхи и письменности долины Инда. В 1980-е годы несколько раз посещал Курильские острова, пытаясь решить айнскую проблему и её связь с заселением Америки предками индейцев.
В 1990 году впервые совершил двухмесячную поездку в Гватемалу, где был удостоен Большой золотой медали президента. В 1992 и 1995 годах посещал Мексику, а в 1994 году был награждён орденом Ацтекского орла четвёртой степени. Последнее путешествие в Мексику совершил в 1997 году, в ходе которого посетил и Юго-Западные штаты США, интересовавшие его в связи с гипотезой о прародине культуры майя. Являлся почётным членом Мадридского общества по изучению майя и Национального географического общества США.
В 2018 году в мексиканском городе Мерида Кнорозову открыли памятник, сделанный по мотивам известной фотографии ученого, на которой он запечатлен с любимой кошкой Асей.
Иван Тимофеевич Беляев (1875-1957) — профессиональный русский военный и белый генерал на родине практически забыт. Зато на другом конце света ему ставят памятники.
Беляев интересовался индейской культурой с семилетнего возраста и в детские годы прочитал всю доступную ему литературу на этот счет. Так что его отъезд в Парагвай после победы в России большевиков выглядит закономерным.
В октябре 1924 года по заданию Министерства обороны Парагвая Беляева направляют в район Чако-Бореаль для исследования малоизученной местности и проведения топографической съёмки. Исследование территории Чако в 1925—1932 годах стало важным вкладом Беляева и его немногочисленных русских спутников в мировую географическую и этнографическую науку. Совершив 13 экспедиций, Беляев оставил обширное научное наследие, посвящённое географии, этнографии, климатологии и биологии этого края. Он изучил быт, культуру, языки и религии местных индейцев, составил первые словари местных языков. Исследования Беляева помогли разобраться в сложной племенной и этнолингвистической структуре индейского населения Чако.
Под руководством Беляева Парагвай сумел одержать победу в войне с Боливией, после чего Иван Тимофеевич стал национальным героем этой латиноамериканской страны.
Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930) — русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока, военный востоковед. Руководитель ряда экспедиций по исследованию горных районов Уссурийского края, которые до Арсеньева являлись «белыми пятнами» на картах современного Приморья и юга Хабаровского края.
Арсеньев — офицер Русской императорской армии: за 26 лет военной службы прошёл путь от вольноопределяющегося и подпрапорщика до подполковника. Состоя на службе офицером для особых поручений при приамурском генерал-губернаторе Н.Л. Гондатти, в 1911—1915 годах разработал и лично возглавил ряд секретных экспедиций по борьбе с хунхузами (китайскими бандитами), нелегальными иммигрантами и лесными браконьерами. При Временном правительстве Арсеньев — комиссар по делам туземных народностей Приамурского края.
Как писатель Арсеньев широко известен своими приключенческими книгами «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», рассказывающими о его экспедициях по Уссурийской тайге вместе со своим другом и проводником, гольдом (нанайцем) Дерсу Узала. Эти книги ещё при жизни автора стали популярны в России и за рубежом, а впоследствии легли в основу художественных фильмов.
Вера Николаевна Харузина (1866-1931) — первая в России женщина-профессор этнографии. Родилась в 1866 году в семье московских купцов, стоявших в одном ряду с такими известными фамилиями, как Третьяковы, Боткины, Щукины. Три брата Харузиных — Михаил, Алексей и Николай — получили университетское образование в России и стали этнографами. Прошедшая в 1877 году в Москве этнографическая выставка подтолкнула и их 11-летнюю сестру Веру к изучению этой науки. Но Высшие женские курсы на несколько лет закрылись, и после окончания гимназии девушка отправилась учиться в Париж.
В 1887 году Вера Харузина сопровождала брата Николая в экспедиции на Кольский полуостров. Результаты поездки Николай обобщил в книге «Русские лопари», за которую получил Золотую медаль Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Николай Харузин скончался незадолго до своего 35-летия. Написанный им учебник — первый курс по этнографии в России — уже после его смерти готовили к печати сестра и средний брат Алексей.
В 1900-е годы вышли самостоятельные работы Веры Харузиной про первобытные религиозные воззрения, древнейшие родильные и крестильные обряды. Ее научной специализацией стала история и этнография первобытности. С 1907 года Харузина преподавала на Высших женских курсах и в Московском археологическом институте. Она продолжала работать, даже несмотря на паралич, которым страдала с 1908 года. Прикованная к инвалидному креслу, Харузина стала профессором Московского университета. Ее учебник «Введение в этнографию» переиздавался до революции и в советское время.
Советуем почитать:
Николай Миклухо-Маклай «Путешествия к берегу Маклая»
Имя замечательного российского путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая навечно занесено в книгу открытия Земли. Его дневники, записки, сообщения о жизни во второй половине XIX в. среди папуасов Новой Гвинеи, составившие этот сборник, не только рассказывают о подвиге ученого, но и знакомят с ранее неизвестным. Материалы будут с интересом прочитаны всеми, кто стремится познать неизведанное, принять участие в освоении незнакомых уголков земного шара.
Даниил Тумаркин «Миклухо-Маклай»
В самой фамилии Николая Миклухо-Маклая слышится эхо дальних странствий, звучит голос судьбы, отправившей потомка украинских казаков и немецких врачей на далекую Новую Гвинею, жители которой до сих пор вспоминают о русском «человеке с Луны». Первым из ученых посетив труднодоступные районы Океании и Юго-Восточной Азии, Миклухо-Маклай самоотверженно, порой с опасностью для жизни, изучал их природу и население. Его исследования имеют не только научную ценность — в эпоху колониальных захватов он неустанно призывал видеть в «дикарях» людей, беречь их самобытную культуру. «Белому папуасу» посвящено немало книг, вышедших в России и за рубежом, но многие моменты его биографии до сих пор остаются непроясненными. Новое жизнеописание Миклухо-Маклая, созданное известным этнографом Даниилом Тумаркиным, — итог многолетних изысканий, подробно освещающих недолгую, но яркую жизнь выдающегося ученого-гуманиста.
Надежда Емельянова «Один в поле воин. Иван Беляев. Белый генерал — вождь краснокожих»
Русский генерал — Иван Тимофеевич Беляев родился в 19 апреля 1875 года в Петербурге и закончил свой земной путь 19 января 1957 года в столице Парагвая городе Асунсьон. Он был отпет в православном храме парагвайской столицы, но дальнейший его путь до упокоения был странным. Индейский народ Мака забрал гроб с телом Ивана Тимофеевича и по реке Парагвай доставил к месту своей стоянки, где после многочасового молебна уже по индейским традициям, русский генерал Иван Беляев был погребен как великий друг индейского племени. Как удивительна может быть судьба человека, положившего свою жизнь на служение цели, которая овладела всеми помыслами и стала движущей силой на протяжении многих лет. На переломном рубеже своей жизни, накануне того, как навсегда покинуть Россию, Иван Беляев сказал сам себе: «История моей жизни закончилась, начался Роман». И в своей работе, посвященной судьбе этого удивительного человека, автор концентрирует внимание на двух больших отрезках его жизненного пути: «Истории» и «Романе» жизни Ивана Тимофеевича Беляева.
Владимир Арсеньев «По Уссурийскому краю. Дерсу Узала»
В этот сборник вошли два главных произведения Арсеньева — «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», связанные общей темой путешествий писателя и его проводника и друга, нанайца Дерсу Узала, по почти не исследованному тогда Дальнему Востоку. Одна за другой открываются картины величественной природы Уссурийского края, и проходит череда лиц его обитателей с их необычными обрядами и традициями. Огромный интерес представляют приключения главного героя второй повести, мудрого и отважного охотника, благодаря которому читатели узнают о таёжной жизни, где любой неверный шаг может привести к смерти, где животных не убивают ради развлечения, а люди помогают друг другу, не требуя ничего взамен.
Галина Ершова «Последний гений XX века. Юрий Кнорозов: судьба ученого»
Книга представляет биографию великого русского ученого Юрия Валентиновича Кнорозова (1922–1999), дешифровавшего иероглифическую письменность майя. Автор книги доктор исторических наук, профессор, директор Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова Российского государственного гуманитарного университета Галина Гавриловна Ершова, была его ученицей. Рассказывается о драматической и вместе с тем удивительной судьбе, в которой, как в зеркале, отразилась исключительно сложная эпоха в истории России. Неслучайно сам Кнорозов иронично именовал себя «дитя сталинского времени». Но вся его жизнь доказывает, что благородство и подлость, отвага и трусость являются универсальными человеческими качествами, которые не зависят ни от эпохи, ни от системы, ни от обстоятельств.
Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний людей, знавших Юрия Валентиновича. Кроме того, впервые публикуются письма и документы, связанные с жизнью Ю.В. Кнорозова
Вера Харузина «Прошлое»
Вера Николаевна Харузина (1866 — 1931), первая русская женщина, получившая звание профессора этнографии, демонстрирует в своих впервые публикуемых мемуарах не только профессиональную наблюдательность и незаурядную память, но и литературный талант, позволивший ей создать выразительную картину быта и нравов московского купечества второй половины XIX века.
Мероприятие подготовила: Агаркова А.К.