Час краеведения к 175-летию со дня рождения В.И. Сурикова
24 января исполняется 175 лет со дня рождения талантливого русского живописца – Василия Ивановича Сурикова.
Родился художник в Красноярске. Рисовать начал рано, сперва «на стульях сафьяновых рисовал — пачкал», а в возрасте шести лет скопировал с гравюры изображение Петра Великого. Его мундир юный художник раскрасил синькой, а отвороты — брусникой. Уже тогда юный мальчишка чувствовал свое призвание – писать картины на сюжеты русской истории.
Первым крупным произведением Сурикова стала картина «Утро стрелецкой казни» — художник изобразил казнь стрельцов после бунта 1698 года. Позже появились «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова» и «Взятие снежного городка».
3 марта 1895 года на открытии XXIII передвижной художественной выставки ценителям живописи была представлена картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
В своем произведении художник изобразил битву дружины Ермака с войсками сибирского хана Кучума, которая произошла на Иртыше 23 октября 1581 года.
«Впечатление от картины так неожиданно и могуче, — писал Рeпин, — что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит как никчемное: зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено».
Как отмечают биографы В.И. Сурикова, выбор им этой темы не являлся случайностью. Сибирь была родиной художника. По рассказам родных, предки Сурикова еще в эпоху Ивана Грозного переселились в Сибирь с берегов Дона и пришли они сюда вместе с дружиной Ермака.
Вот, что пишет Владимир Моложавенко в своей книге «Тайны Донских курганов»: «Когда Ермак Тимофеевич отправлялся в Сибирь отвоевывать у татарского хана Кучума «страны полунощные», богатые «мягким золотом», был у него в войске есаул по фамилии Суриков.
Сам-то Ермак родом не из донских казаков. Дед его, Афанасий Аленин, был посадским человеком в Суздале. А внук Аленина — Василий Тимофеевич — служил кашеваром у бурлаков на Волге, за что и кличку получил «Ермак» (в ту пору называли «ермаком» большой артельный котел). Опостылел каторжный труд на стругах, бежал Ермак от нужды и произвола на Дон, охранял от чужеземцев русские земли, отличился. Казаки Качалинской станицы избрали его своим старшиною. С той поры и стали считать его донцом»
Легенды о покорении Сибири Ермаком долгое время не давали Сурикову покоя. В 1891 году, оставив все дела в Москве, отправляется он сначала в далекую поездку на Урал, а потом и в места своего детства — Сибирь. Он путешествует по Енисею, делает зарисовки на Иртыше. Суриков возвращается в Москву с огромным материалом и продолжает упорно и настойчиво работать над картиной.
А летом 1893 года Василий Иванович принимает решение ехать на Дон. О целях этой поездки он писал родным 23 мая 1893 года:
«Мы, дорогие, нынешнее лето едва ли будем в Красноярске, так как для картины нужно ехать на Дон, к казакам. Не знаю, каково будет на Дону, да очень нужно там быть. Ничего не поделаешь. Лица старых казаков там напишу. Жара только страшная на Дону. Дня через два или три уедем из Москвы. Сначала еду в Новочеркасск, а потом в станицу Раздорскую или Старочеркасск».
На Дон Василий Иванович выехал в мае 1893 года. Остановился он в станице Раздорской в доме казаков Шуваевых. За два месяца побывал во многих станицах и хуторах, беседовал с казаками, наблюдал и изучал их жизнь. Здесь Суриков нашел то, что искал: натуру для Ермака и его сподвижников.
4 июня 1893 года художник сообщал: «Мы проживаем теперь в станице Раздорской — на Дону. Тут я думаю найти некоторые лица для картины. Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь… Написал два лица казачьих, очень характерные, и лодку большую, казачью. Завтра будет войсковой станичный круг. Посмотрим, что там пригодится. Начальство казачье оказывает мне внимание».
Родом Суриков был из Красноярска. Но в донских станицах он разыскал своих дальних родственников. «Знаешь, Саша, — писал он брату, — у нас с тобой родные, должно быть, есть на Дону, в станицах Урюпинской и Усть-Медведицкой есть казаки Суриковы, и есть почти все фамилии древних казачьих родов…».
Многие из них тоже послужили прототипами героев суриковской картины. В их числе были Макар Агарков, Кузьма Запорожцев, Дмитрий Сокол. С Макара Агаркова, например, художник писал портрет есаула Ивана Кольцо. Этюды эти хранятся, как известно, в фондах Третьяковской галереи.
Копию своей картины художник подарил донским казакам. Раздорские старожилы помнят, как долгие годы — вплоть до революции — в станичном правлении висела эта картина, и все, кто приходил сюда, отыскивали на полотне своих соседей и знакомых.
На Дону В.И. Суриков провел более месяца. Возвратившись в Москву, он писал 6 августа 1893 года родным в Красноярск: «Мы возвратились из поездки по Дону. Я написал много этюдов, все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские; должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину. Меня казаки очень хорошо приняли. Жили мы в Раздорской станице, Константиновской, Старочеркасске, где находятся цепи Степана Разина. Нашел для Ермака и его есаулов натуру для картины. Теперь уже выписываю их».
Картина «Суриков в станице Раздорской»
На основе собранных материалов, свидетельствующих о нахождении Сурикова в станице Раздорской, художник Л.П. Ежов написал картину «Суриков в станице Раздорской. 1893 г.» Другому художнику, Тимофееву А.В., удалось найти эту картину и убедить сына автора, Олега Ежова, передать ее в дар Раздорскому музею. Сейчас это произведение занимает центральное место в галерее.
Это любопытно:
Известно, что российский режиссер Никита Михалков правнук Сурикова. В сети можно встретить забавное визуальное сравнение Никиты Сергеевича в роли сэра Генри Баскервиля с братом художника Андреем, который позировал Василию Ивановичу для одной из картин.
Разве родство этих двух людей не очевидно?
Кстати, мама киномэтра — Наталья Петровна Кончаловская — написала о своем деде Василии Сурикове прекрасную книгу.
Советуем почитать:
Кончаловская Н.П. «Дар бесценный»
О творческом подвиге одного из великих русских живописцев, Василия Ивановича Сурикова, написала эту книгу его внучка Наталья Петровна Кончаловская. И, может быть, впервые в русской литературе жизнь и творчество живописца-деда доводится воспеть поэтессе-внучке, на этот раз воплотившей в художественной прозе как внутренний, так и внешний образ героя. Автор, как бы раскрывая читателю двери мастерской, показывает сложнейший процесс рождения картины неотрывно от жизни и быта крупнейшего русского мастера кисти. Книга иллюстрирована репродукциями с картин и этюдов Сурикова и фотографиями.
Ясникова Т. «Василий Суриков»
Полотна Василия Ивановича Сурикова (1848-1916), давно ставшие классикой, — «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Ермаком Сибири», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» — будоражат по сей день, вызывая споры о судьбах отечества, его великих людях и великих мятежниках. Живопись Сурикова, яркую по исполнению, масштабную по мысли, народную по характеру, ценили как до революции, так и после, и будут ценить всегда — художник поднимал вековечные темы и решал их на уровне вечности, а не минутной политики, моды или кружка. Выходец из старинного казачьего рода первопроходцев Сибири, он был человеком «широкой палитры» — упорным, рисковым, деловым, озорным, брутальным, сентиментальным, прижимистым, великодушным, но никогда — мелким! И это многое объясняет в его профессиональной успешности. Автор книги, сибирский искусствовед Т. Ясникова, не отодвигает повседневную жизнь художника на второй план — это придает жизнеописанию объемность и живость, пусть даже иные авторские мнения и воззрения весьма полемичны. Судить — читателю.
Советуем посмотреть:
Василий Суриков. Передвижники / Телеканал Культура
Мероприятие подготовила: Агаркова А.К.