«Зовите меня варваром»

      Комментарии к записи «Зовите меня варваром» отключены

Час полезной информации к 200-летию К. Д. Ушинского

2 марта 2023 г. исполняется 200 лет со дня рождения талантливого педагога, учёного и писателя Константина Дмитриевича Ушинского.

Будущее светило отечественной педагогики родился 19 февраля (2 марта) 1823 г. в Туле, в семье мелкопоместного дворянина. Начальное образование маленькому Косте дала его мать Любовь Степановна, именно она разбудила в нём жажду знаний и любовь к чтению. Отец же собрал библиотеку и создал в доме атмосферу добра и уважения членов семьи друг к другу. Так были заложены не только черты формировавшейся личности Ушинского, но и основы его будущих педагогических взглядов.

Мать Константина Ушинского умерла, когда ему не исполнилось ещё и 12 лет.

После назначения отца Константина судьёй в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии семья Ушинских переехала туда. В 1836 году благодаря хорошей подготовке Константин был принят сразу в третий класс гимназии.

Он неплохо учился, но выпускной экзамен не сдал и аттестата не получил. Что не помешало ему поступить на юридический факультет Московского университета и блестяще его окончить. В студенческие годы Ушинский выработал для себя жизненные правила: сохранять спокойствие, действовать обдуманно, не лгать, не хвастать, «не проводить времени бессознательно». Каждый случай отступления от правил он фиксировал в своём дневнике.

После университета Ушинский продолжил обучение. Едва он получил степень кандидата юриспруденции в 1846 г., как ему предложили должность профессора в Ярославском Демидовском лицее.

Студенты лицея быстро привязались к молодому и талантливому профессору, которому удалось вовлечь их в научную работу. Первые же два исследования, выполненные старшекурсниками под руководством Ушинского, были удостоены золотой медали. У совета лицея не было претензий к Константину как преподавателю, но его лекции отличались свободомыслием, мириться с которым руководство заведения было не намерено. Курс преподавания опального профессора стал сокращаться, за содержанием его лекций тщательно следили. Константина Дмитриевича стали травить, обвиняя в необычайной дерзости, неуважении к администрации и подрыве дисциплины. Молодому профессору не смогли инкриминировать что-то конкретное. Просто попечитель лицея в 1849 г. порекомендовал удалить Ушинского на всякий случай, в предвосхищении возможных проблем.

Из Ярославля Константин Ушинский отбыл в Петербург, где скоро убедился, что двери всех учебных заведений России для него закрыты. Их директора не хотели брать в свои учреждения бывшего профессора, явно не случайно отставленного из привилегированного Демидовского лицея. Константин Дмитриевич был близок к отчаянию, не имея средств к существованию.

В Петербурге Ушинский был вынужден пойти служить мелким чиновником в Министерство внутренних дел. В свободное от службы время он без видимой профессиональной цели, для себя, продолжал изучение философии, экономики, истории, географии, статистики. Параллельно начал сотрудничать с журналами, в которых публиковал переводы с английского языка, рецензии и рассказы. Современники писали, что Ушинский мог бы стать хорошим литератором, но к этому времени он уже точно понимал, что его предназначение в другом.

В 1854 году бывший начальник Ушинского по Демидовскому лицею пригласил Константина Дмитриевича на должность преподавателя словесности и законоведения Гатчинского сиротского института, а затем повысил до инспектора (заместителя директора по учебной части).

Именно здесь Ушинского ждала находка, перевернувшая всю его жизнь. Однажды он обнаружил в укромном месте два больших шкафа, которыми в институте никто не пользовался. В них оказалось множество томов педагогической литературы, которые собрал бывший инспектор института, ученик самого Песталоцци, Егор Осипович Гугель.

«Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим… Человек, заведший эту библиотеку, был необыкновенный у нас человек. Это едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьёзно на дело воспитания и увлёкся им», — писал Константин Дмитриевич.

В 1857–1858 годах в России практически одновременно появились три журнала о педагогике: «Русский педагогический вестник», «Журнал для воспитания» и «Учитель». В «Журнале для воспитания» Ушинский напечатал одну из первых своих статей «О пользе педагогической литературы». Примерно тогда же он начал работу по составлению «книги для первоначального чтения», которая выйдет через несколько лет под названием «Детский мир и хрестоматия».

Педагогические статьи Ушинского и успехи Гатчинского института, которым он руководил, привлекли к нему внимание министра народного просвещения Норова — и при его содействии в 1859 году Константин Дмитриевич получил назначение на должность инспектора классов Смольного института, в котором обучалось более 700 девиц.

В то время институт благородных девиц представлял собой крайне архаичное заведение, жизнь в котором мало чем отличалась от жизни в монастыре. Девушки поступали туда на девять лет, и в течение всего этого времени их не отпускали домой ни на рождественские, ни на летние, ни на пасхальные каникулы. В учёбе больше всего внимания уделялось музыке, танцам и поверхностному изучению нескольких живых языков. Преподавание остальных предметов было чистой формальностью: тогда всерьёз считалось, что обучение наукам приносит женщинам больше вреда, чем пользы.

Ушинский руководил учебным процессом Смольного института всего три года и за это время успел полностью перевернуть не только его внутреннее устройство, но и сформировать основы среднего женского образования в России. Он сократил время пребывания с девяти до семи лет, сразу начал добиваться права девушек уезжать домой на каникулы (им разрешат это только в 1862 году, уже после увольнения Константина Дмитриевича), практически полностью обновил преподавательский состав и, самое главное, учредил специальные педагогические классы. До него никому не приходило в голову учить женщин педагогике.

«О новой, разумной жизни этого учебного заведения громко говорила печать, — писал секретарь и биограф Ушинского Александр Фролков. — Представители разных учреждений и ведомств, родители и родственники учениц, люди педагогической профессии массами стремились в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город. И то, что они видели там, приводило их в изумление и восторг.

Ученицы Смольного института не только не тяготились учением, не называли его «противным», как это было прежде, а были явно увлечены занятиями. Между ученицами и наставниками были хорошие, простые, естественные отношения, основанные на взаимном уважении».

В 1861 году вышла первая книга Ушинского — учебник для классного чтения «Детский мир и хрестоматия». Книга сразу стала очень популярной, и уже в год выхода в дополнение к первому тиражу в 3600 экземпляров было допечатано ещё два.

Но не все в Смольном институте были рады кардинальным изменениям. В конце концов его начальница обвинила Ушинского в неуважении педколлектива, вольнодумстве и на всякий случай – в аморальности. Вовремя подоспел анонимный донос на него. Константина Дмитриевича уволили «по состоянию здоровья», посоветовав немного подлечиться за границей, а заодно изучить там школьное дело.

В течение следующих пяти лет вся семья Ушинских (к тому моменту у Константина Дмитриевича и его жены было уже четверо детей) жила преимущественно в Швейцарии. В командировке он изучал устройство народных школ, учительских семинарий и женских учебных заведений в Швейцарии, в Германии, Италии и Франции.

В 1864 г. для младших классов Ушинский издал «Родное слово» — книгу, прославившую не только его самого, но и всю Россию. Это был гениальный опыт создания русской книги на основе самых прогрессивных идей и достижений мировой педагогики.

Учебник «Родное слово» от первого до последнего урока был проштудирован Александром Фролковым с двумя младшими сыновьями Константина Дмитриевича. «Сам же он, — писал Фролков, — не мог давать уроков, особенно своим детям. Малейшее затруднение учащихся, малейшая ошибка с их стороны сильно раздражали его, и он уходил, не окончив урока».

В Швейцарии Ушинский решил написать книгу о природе человека вообще. За пять лет у него скопилось огромное количество сырого материала, с которым в 1867 году он вернулся в Петербург. И вскоре выпустил первый том книги «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Второй её том вышел два года спустя. Он собирался написать ещё и третий — о том, как применять изложенную в первых двух томах теорию на практике. Но не успел.

В Швейцарии развитие чахотки, которая началась у Ушинского ещё в Смольном институте, приостановилось, но после возвращения в Петербург здоровье всё чаще беспокоило Константина Дмитриевича. Весной 1870 года он отправился в Италию, но это не помогло, врачи посоветовали ему вернуться в Россию, в Крым.

Из Крыма Ушинский собирался отправиться в своё имение в Новгород-Северский, чтобы продолжить работу над следующими томами «Родного слова» и «Педагогической антропологии». Но незадолго до его отъезда произошёл несчастный случай со старшим сыном – молодой человек выстрелил в себя, перезаряжая ружьё на охоте. Это был очень жестокий удар для Ушинского, окончательно подорвавший его физическое и душевное состояние.

По дороге в Крым Константин Дмитриевич простудился. 3 января 1871 г. он умер в Одессе в возрасте 47 лет. Похоронили Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Константин Ушинский всё своё время отдавал работе над новыми книгами для учителей и детей начальной школы, но был лишён возможности работать с детьми. Его книги, которыми восхищался весь мир, запрещали и изымали из школ. Именно он сумел сломать систему надзирательства и зубрёжки и создать совершенно новую российскую школу, в которой царила творческая атмосфера, а учителя не только давали детям знания, но и уважали их.

Ушинский говорил:

«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство она кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

«Упрямство, или, как мы назвали его, упорство, происходящее от нелюбви ли или даже от положительной ненависти к воспитателю, если и может быть сломлено наказаниями, то последствия такого перелома – трусость, скрытость, тайная злоба…».

«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведённый ребёнком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведённых на учебной скамье».

Память

25 мая 1946 года Постановлением Совета Министров РСФСР была учреждена медаль К. Д. Ушинского для награждения «особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук, за успешное разрешение вопросов теории и истории педагогики, психологии, дефектологии, школьной гигиены, совершенствование методов обучения, за создание образцовых учебников и учебных пособий для начальной, семилетней и средней школы, педагогических училищ и по педагогическим наукам для высшей школы».

Сегодня, в день 200-летия К.Д. Ушинского, посвященная ему скульптурно-архитектурная композиция была установлена во внутреннем дворе Московского педагогического государственного университета. 

Рекомендуем прочитать:

Ушинский К. Д. «Избранные труды»

В книге представлен фундаментальный труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», ставший впоследствии известным под сокращённым названием. В нём изложены важнейшие результаты добытых к тому времени наукой знаний о природе человека и закономерностях его физического и психологического развития. Книга состоит из двух томов. В первый том вошла физиологическая часть и первый раздел психологической части – «Сознание». Во втором томе представлены разделы «Чувствования» и «Воля».

Ушинский К. Д. «Рассказы и сказки»

Написанные в доверительном тоне, простым и доступным языком, произведения Константина Дмитриевича и по сей день читаются с большим интересом. В незатейливой познавательной форме Ушинский учит детей трудолюбию, честности, смелости, щедрости, любви к своему Отечеству и к людям, которые живут рядом.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.