Час полезной информации к 135-летию со дня рождения А. С. Макаренко
Антон Семёнович Макаренко — величайший педагог-практик, замечательный писатель и тонкий знаток подростковой психологии, получил всемирное признание за свою «систему перевоспитания» трудных детей. Спустя полвека после смерти он был назван ЮНЕСКО одним из четырёх столпов (вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори), определивших способ педагогического мышления в XX веке.
Будущий педагог родился 1 (13) марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии, в семье рабочего железнодорожных мастерских. Отец был человеком мрачным и малоразговорчивым, но образованным. Он пользовался в своём кругу уважением из-за пристрастия к серьёзным журналам, которые выписывал из Москвы и Петербурга. Мать («шутница, вся пронизанная украинским юмором») происходила из разорившегося дворянского рода.
Антон очень рано заговорил, а вот ходить начал только в полтора года. Примерно до восьми лет он был очень болезненным ребёнком. Рос молчаливым и сосредоточенным, играм со сверстниками предпочитал книги. Из-за близорукости и замкнутости одноклассники часто подшучивали над мальчиком, порой очень жестоко.
Когда Антону было 11 лет, семья переехала в небольшой город Крюков, расположенный недалеко от культурного центра — Кременчуга.
Макаренко окончил Крюковское железнодорожное училище и в 17 лет начал там преподавать. Брат Антона писал, что «в Крюкове он был самым образованным человеком на все 10 000 населения». Читал много, жадно и практически всё, что мог найти в библиотеках и книжных магазинах, выписывал книги и журналы из Петербурга по почте. Однажды он купил портреты двадцати самых известных писателей того времени и развесил их по комнате.
Уже в таком юном возрасте Антон Макаренко всячески старался не просто хорошо преподавать свой предмет, но и перевоспитывать учеников. Его жена тоже стала учительницей, окончив женские курсы в Киеве. Именно жене Макаренко после революции предложили возглавить колонию для беспризорников, но она уступила это место Антону.
Мировая и Гражданская войны оставили после себя семь миллионов сирот, скитавшихся по просторам страны, ночевавших на улицах или бесконечно путешествовавших на поездах в поисках лучшей жизни. Сирот начали массово отлавливать и отправлять в колонии для «морально-дефективных детей».
Начальником одной из таких колоний в селе Ковалёвка стал 32-летний Антон Макаренко. У него в команде было трое учителей (из них две женщины) и один завхоз. В распоряжении — наполовину разрушенное здание, продуваемое всеми ветрами, несколько мешков ржаной муки и револьвер с одним набором патронов. Антон Семёнович был невысок и склонен к болезням, как в юности. С возрастом у него проявились признаки порока сердца.
Первые годы колонии (вскоре переименованной в коммуну имени Горького) подробно описаны в знаменитой книге Макаренко «Педагогическая поэма». В декабре 1920 года туда прислали первых шестерых правонарушителей. И Макаренко начал педагогическую работу с того, что отказался считать их «морально дефективными».
Впрочем, самим малолетним правонарушителям было глубоко плевать, кем их считали и как называли. Лишь бы кормили. Плюс некоторые из них были не такими уж и малолетними: многие занижали себе возраст, чтобы не попасть в тюрьму или избежать расстрела. Учиться и работать они категорически не хотели, а пропитание себе добывали, обворовывая соседние деревни. Но Антон Семёнович постепенно начал выстраивать отношения со своими сложными подопечными. Для начала он разделил учеников на группы и старался сделать так, чтобы в каждой из них поддерживался баланс «хороших» и «плохих» мальчиков. Потом он внушил им мысль, что колония — не тюрьма, а самый настоящий дом, и хозяева в нём — именно дети. Когда ребята поняли, что сломанную кровать за них никто не починит, а чтобы поесть мяса, нужно сначала самостоятельно вырастить свинью, они направили свою энергию в мирное русло.
В то же время Макаренко подружился с Горьким — писатель часто приезжал в колонию имени себя. Он же подтолкнул Антона Семёновича к первым литературным опытам.
После того как колония не только начала себя обеспечивать, но и зарабатывать деньги, у профильных министерств почему-то появилась масса вопросов к педагогическим методам Макаренко. Родился и разросся миф о том, что в колонии Горького подростков воспитывают исключительно при помощи насилия. В конце 1920-х годов педагогическую концепцию Макаренко в СССР запретили. Но он по-прежнему возглавлял учреждение, где перевоспитывали малолетних преступников.
Гениальность педагогической концепции Макаренко заключалась в её простоте. Его первым и нерушимым правилом было — никогда не вспоминать о прошлом колонистов. Антон Семёнович не исправлял своих подопечных, он учил их, как можно жить по-другому. И главным его инструментом был честный совместный созидательный труд, не оставляющий времени ни на что другое. Он создал внутри колонии собственную демократию и самое настоящее проектное производство.
По сути, Макаренко удалось выстроить систему, функционирующую строго в соответствии с принципами марксизма-ленинизма. Но за счёт того, что туда была добавлена изрядная доля здравого смысла и некоторые правила разумного и экономного ведения хозяйства, эта система работала лучше, чем та, которую пыталось построить руководство страны.
В 1928 году Макаренко перевели на должность начальника в Трудовую колонию им. Дзержинского, которая находилась в структуре ГПУ. Преподаватель перевёл туда сотню «горьковцев», которые составили костяк нового коллектива.
Колония стала коммуной, коммунары делились на отряды, причём командирами по очереди бывали все. Ответственность была коллективной, и, если кто-то плохо выполнял свою работу, товарищи его осуждали.
Воспитанники Макаренко теперь занимались не сельским хозяйством, а могли распоряжаться целым заводом. Сначала они выпускали конкурентоспособные электродрели, а позже перешли на портативные любительские фотоаппараты «ФЭД». Заработанное каждым коммунаром делилось так: сначала удерживалась стоимость питания, отопления, одежды. Из остатка четверть отчислялась на сберкнижку коммунара (эти деньги он получал по достижении совершеннолетия), другая четверть — на содержание младших воспитанников, которые ещё не работали, одна восьмая шла в кассу взаимопомощи (оттуда оплачивались стипендии тем, кто после коммуны шёл учиться в институт, и приданое девочкам на свадьбу) и наконец три восьмых отдавались на руки коммунару. И сумма выходила раза в три больше, чем у взрослых рабочих.
Однажды в кабинет Макаренко зашли двое молодых людей и заявили, что завод становится собственностью НКВД, а все коммунары — наёмными рабочими со стандартной зарплатой. Антон Семёнович пытался возражать, говорил, что это перечеркнёт всю образовательную систему. Но тщетно.
Над Макаренко опять сгустились тучи. Сначала его понизили в должности до помощника по педагогической части, а после и вовсе перевели в Киев на бюрократическую работу.
Помучившись без любимой работы два года, педагог тихо ушёл в отставку и переехал в Москву со своей второй женой Галиной Сталько.
В Москве Антон Макаренко вступил в Союз Писателей как автор нашумевшей «Педагогической поэмы». Занимался литературой, читал лекции, вёл передачу на радио и работал над сценарием фильма. Лишённый любимого дела, он очень быстро угас.
1 апреля 1939 года Антон Семёнович скончался от инфаркта. На похороны пришли его ученики — те самые бывшие малолетние преступники. Кстати, многие подопечные Макаренко стали учителями. И ни один из его воспитанников не вернулся к воровству.
Это любопытно
У Антона Макаренко имелся семейный секрет, о котором мало кто знал: его брат – Виталий, сражался в Гражданскую на стороне белых и потом эмигрировал.
Макаренко тщательно скрывал эту информацию, не поддерживал общения с братом. Но вот его жену, оставшуюся в России, не бросил, а племянницу Олимпиаду сделал приемной дочерью. Знаменитая советская актриса Екатерина Васильева — дочь той самой Олимпиады и внучатая племянница Антона Макаренко.
Труды Антона Семёновича Макаренко до сих пор пользуются огромной популярностью, правда, в основном в Германии и Японии.
Если немцы, изучавшие и внедрявшие систему Макаренко, делали ставку на труд, то японцам очень понравилось сочетание ответственности и творчества, а также круговой коллективной поруки. В 1950-е годы работы Макаренко стали издавать в Японии массовыми тиражами. Для руководителей предприятий. И теперь практически все японские фирмы строятся по лекалам трудовой колонии нашего педагога.
Принципы Макаренко сегодня возвращаются к нам в виде «корпоративных мероприятий», «тимбилдинга» и «умения работать в команде». В виде «воспитания сотрудника путём повышения его мотивации». Это всё придумал и воплотил Антон Семёнович.
Труды Макаренко у нас не переиздавали довольно долго. Последнее переиздание его собрания сочинений было осуществлено одной западной косметической компанией. С характерным предисловием: «Он сделал для процветания нашей фирмы больше, чем кто бы то ни было».
Рекомендуем прочитать:
Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»
Широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя. В нём рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.
Макаренко А.С. «Книга для родителей»
Работа классика отечественной педагогики остаётся актуальной вне зависимости от времени. Остроумные, точные тексты вдохновляют уже многие поколения родителей. Автор размышляет над вечными вопросами воспитания: как привить детям доброту, уважение к старшим, чувство собственного достоинства, любовь к родине.
Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.