Дорогие друзья. Мы продолжаем рассказывать вам про необычных кукол. Сегодня поговорим про кукол, которые назывались Пандорами.
Помните известное выражение про ящик Пандоры?
Согласно древнегреческому мифу, Пандора — первая женщина. До нее на земле жили лишь богини. Пандора из любопытства открыла сундук, который было велено не открывать. Из него по миру разлетелись несчастья и беды. В переводе Пандора означает «всем одарённая».
В 40-е годы 17 века во Франции появились куклы, называемые Пандорами. Они не открывали ящики и не имели отношения к Древней Греции. Это были куклы, предназначенные для демонстрации моделей одежды.
Пандоры изготавливались из дерева или воска, имели подвижные ручки и ножки. Обычно, делались Большая и Малая Пандоры, первая для дорогих нарядов, вторая для домашней одежды. Французские модные дома отправляли их в европейские страны и Америку, где на местных ярмарках куклы показывали новинки одежды и причесок. Затем наряженных красавиц выставляли в ателье, чтобы состоятельные посетительницы могли рассмотреть их повнимательнее, а портные — скопировать и сшить безупречно стильные, актуальные модели. Вероятно, название кукол намекало, что они открывали сундуки с нарядами и распространяли их по всему миру с невероятной скоростью.
Куклы Пандоры помогали дамам со всей Европы и Северной Америки узнавать о последних тенденциях французских модных домов. Поскольку мода была чрезвычайно дорогой, богатые покупатели хотели взглянуть, на что они собирались тратить свои деньги.
Сложно было найти подарок желанней, чем Пандора, — и французские королевы не скупились, тратя целые состояния на кукольные гардеробы, которые отправлялись с миниатюрными хозяйками. Очень долгое время Пандоры были доступны только дамам высшего света. Благородные модницы зачастую имели в своей коллекции несколько Пандор с разнообразным гардеробом для каждой из них. Модная кукла была не игрушкой, а предметом роскоши, и только отслужив по назначению и перестав быть модной, она оказывалась в детской.
При Петре I куклы выставлялись на площадях, чтобы портные могли скопировать модные фасоны. Елизавета Петровна, славившаяся своей страстью к нарядам, с большим нетерпением ожидала прибытия кораблей с Пандорами в Петербург, чтобы первой взять образцы модных тканей, лент и нарядов последнего фасона. Придворные вынуждены были копировать наряды уже с императрицы, когда она являлась на балах в виде ожившей Пандоры. В России до 1860-х годов куклы были законодательницами мод. Потом посланниц из Франции вытеснили манекены и модные журналы, доступные не только придворным особам, но и простым горожанкам.
Сейчас старинные Пандоры в драгоценных нарядах находятся в музеях и коллекциях многих стран мира. В Санкт-Петербурге в Гатчинском дворце можно увидеть «Большую Пандору» супруги Павла I Марии Фёдоровны. Она одета в платье ордена Св. Екатерины Великомученицы. Кукла была прислана императрице из Франции, предположительно её автор — Роза Бертэн, “министр моды” королевы Марии — Антуанетты.
Куклам придавалось настолько большое значение, что были случаи прекращения сражений для того чтобы пропустить обоз с Пандорами. Так модная французская торговля не прекращалась даже во время войны за Испанское наследство. Когда в 1700 году, не оставив наследников, умер Карл II, последний король испанской династии Габсбургов, европейские державы немедленно схлестнулись в борьбе за испанское наследство, пуская в ход все возможные средства давления на противника. В 1704 году, в самый разгар войны, министры обоих сторон вняли требованиям дам и предоставили специальный «зеленый коридор» для провоза кукол-манекенщиц. Англия и Франция тогда были противниками, и логично было бы ожидать, что это станет препятствием для обмена подобными товарами. Но договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в полной безопасности.
В XIX веке популярность Пандор пошла на спад, а к началу XX века куклы и вовсе утратили свою актуальность. Появились печатные модные журналы, и их производить и распространять было значительно проще и дешевле. Куклы упорно боролись за место под солнцем, и еще не раз миниатюрные модницы, очень похожие на Пандор, появлялись в парижских витринах и в будуарах, напоминая о своем былом могуществе. Но это был их закат. Кукла перестала нести рекламные цели и, впоследствии, трансформировалась в модный декоративный элемент и детскую игрушку.