Дорогие друзья! 20 апреля день рождения у человека, чьё творчество гораздо известнее имени. В этот день в 1939 году родился Георгий Полонский. В историю Георгий Исидорович вошел с фильмом «Доживем до понедельника», сценарий к которому был его дипломной работой. Именно двадцатидевятилетний Полонский автор мудрой и ставшей крылатой фразы: «Счастье – это когда тебя понимают».
О Полонском практически ничего не известно. Еще в школе он начал писать стихи, всерьез собирался стать поэтом. Но советскому кинематографу повезло. Опытный Михаил Светлов предложил юноше писать прозу. Георгий поступил на филфак Белорусского госуниверситета. Потом перевелся в Московский областной пединститут. После окончания вуза поработал учителем. И хотя призванием это не стало, впечатлений хватило надолго.
Из школы Полонский все же ушел и поступил на Высшие сценарные курсы. Дипломная работа сценариста Полонского сразу принесла ему Государственную премию СССР.
Все 1970-е годы он писал пьесы, которые шли на сценах Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Казани, Ростова и многих других городов. Еще дважды по произведениям Полонского снимали фильмы школьной тематики: «Перевод с английского» с Георгием Тараторкиным и «Ключ без права передачи» с Еленой Прокловой.
Интересный факт:
Сценарий к фильму «Доживем до понедельника» назывался «Журавлик в небе». Уже после выхода фильма, в 1972 году, Полонский написал слова к главной музыкальной теме этого кино. Так появилась знаменитая «Журавлиная песня», которой часто сопровождают кадры из «Доживем до понедельника». Но в фильме она не звучит, так как на время съемок ее попросту не существовало.
К героям «Доживем до понедельника» Георгий Полонский вернулся еще раз, спустя 10 лет. В 1982 г. он написал расширенный вариант сценария, двухактную пьесу «Подсвечник Чаадаева».
В разное время Г. Полонский выступал в печати и как публицист, осмысляя те же нравственные, педагогические, мировоззренческие проблемы, которые волновали его и как художника. В одной из статей он отстаивал важность для школы особой гуманитарной дисциплины, которую предлагал назвать «уроки медленного чтения». Эти слова послужили названием последней его книги, вышедшей уже после кончины автора.
Напряженное внимание к внутренней жизни человека, столь заметное в «школьных» и «молодежных» пьесах 70-х годов, впоследствии побудило драматурга расширить круг сюжетных мотивов, обратиться к новым для него средствам выражения. В период с 1979 по 1988 год он пишет сказки, адресованные, по его словам, «взрослым, ещё не забывшим своего детства».
«Медовый месяц Золушки» – сказка особая: в ней рассказано о всеми любимой Золушке после свадьбы с принцем, чего не бывало ни у Шарля Перро, ни у братьев Гримм, ни у Евгения Шварца. Никто еще не заглядывал за опущенный на свадьбе Золушки занавес… Здесь такая попытка предпринята. Фея и ее ученик решают вернуться и проверить: какое именно счастье устроили они Золушке?
«Не покидай…» – сказка о королевстве, трон которого захвачен кавалерийским полковником, о наследном принце-поэте, много лет проведшем в немоте, о его любви, о чудесном цветке – Розе Правды, о борьбе Поэта и бродячих актеров с тиранией и торжестве справедливости…
«Рыжий, честный, влюбленный» – римейк детской сказки шведского автора Я. Экхольма про лисенка Людвига XIV и его избранницу Тутту Карлсон, цыпленка. Оставив сюжетную основу Экхольма, Полонский переписал текст целиком и ввел новых действующих лиц, наделив «звериных» персонажей человеческой психологией и придав конфликтам опасную остроту.
Последние две из этих историй могут быть известны читателю по телевизионным экранизациям Леонида Нечаева.
В 1990-егоды Георгий Полонский был одним из сценаристов первого российского телесериала «Мелочи жизни».
Скончался Полонский от сердечной недостаточности 21 сентября 2001 года.
Советуем почитать:
Полонский Г.И. «Доживем до понедельника» (сборник)
В книгу вошли киноповести «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи», «Перевод с английского», «Репетитор», «Не покидай…», сказочная повесть «Медовый месяц для Золушки», рассказы и воспоминания.
Полонский Г.И. «Уроки медленного чтения»
Под одной обложкой собраны ранее неизданные либо малоизвестные сочинения автора разных лет. Открывают книгу сказочные кино и телеповести «не для маленьких», изложенные языком художественной прозы и написанные Г. Полонским уже в зрелые годы. Во второй части книги, озаглавленной «Уроки медленного чтения», впервые публикуются ранние рассказы и стихотворения о взаимоотношениях поколений, о любви и одиночестве, об интеллигенции и власти, созданные писателем в начале 1960-х годов, — еще до появления киносценариев известных фильмов «Доживем до понедельника» и «Ключ без права передачи».