Час эстетики
Дорогие друзья! 29 апреля мир отмечает Международный день танца. В преддверии этого праздника мы решили поговорить о самом волшебном, воздушном и литературном виде танца — о вальсе.
История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет. По временным меркам, это очень молодой и юный танец, что полностью отражено в его характере, стремительном, легком и жизнерадостном. Но приковывает он взгляд не только энергичностью. Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться. Основу вальса составляет именно плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу. Обычно начинающим танцорам предлагают мысленно представить большой квадрат, по которому им и предстоит вальсировать.
Умение танцевать вальс сегодня кажется признаком аристократизма, а ведь еще каких-то два века назад этот танец считался совершенно неприличным. В России вальс находился под строгим запретом, что закрепил приказ Павла I военному губернатору Санкт-Петербурга Алексею Аракчееву 1 декабря 1797 года. Вместе с вальсом император запрещал и другие «неприличные явления»: ношение бакенбард, фраков и «сапог, ботинками именуемых». В чопорной Британии до середины XIX века танец, в котором партнеры приближались друг к другу очень близко, осуждали и официальная пресса, и священнослужители. Так что даже правившая в то время королева Виктория не афишировала, что на самом деле любила вальсировать. В 1834 году вальс впервые публично станцевали в США, в Бостоне, и возмущенные общественные деятели назвали танец «неблагопристойным и нарушающим всякие приличия».
Вальс упоминался во многих литературных произведениях XIX века: в «Евгении Онегине» Александра Пушкина, в «Маскараде» Михаила Лермонтова. В «Войне и мире» Льва Толстого «отчетливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса» звучали во время первого бала Наташи Ростовой! К 1869 году, когда Толстой закончил роман, аристократы уже немного привыкли к вальсу и стали относиться к нему более терпимо.
Большой вклад в популяризацию этого танца внес Иоганн Штраус — младший, который пять сезонов — с 1856 по 1861 год — дирижировал по Высочайшему приглашению концертами и балами в вокзале города Павловска под Санкт-Петербургом и часто давал именно вальсы.
Несмотря на то, что вальс придумали немцы, а сделали популярным австрийцы, этот танец зачастую ассоциируется с русской культурой. Вальсы писали М. Глинка и А. Грибоедов, С. Прокофьев и А. Петров. Обо всех сразу не расскажешь, поэтому сегодня мы выбрали четырех композиторов, написавших самые красивые русские вальсы.
Петр Ильич Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
История возникновения «Вальса цветов» неразрывно связана с созданием Петром Ильичом Чайковским музыки к балету «Щелкунчик», время сочинения которого пришлось на 1890-92 годы.
По сюжету, когда злые колдовские чары были разрушены и Щелкунчик превратился в прекрасного принца, он и Мари отправились в сказочное королевство. Там в волшебном городе Конфитюренбурге для прибывших гостей устраивают роскошный праздник с танцами. Счастливые Мари и принц присели на луг, который вдруг покрылся красивыми цветами. Вот тогда-то, приблизительно в середине второго акта и звучит чарующая музыка «Вальса цветов».
Арам Хачатурян «Вальс» к драме Лермонтова «Маскарад»
Написать музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» Араму Хачатуряну предложил Рубен Симонов, главный режиссер театра имени Вахтангова.
Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи
Кружилась я быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость…
Премьера пьесы состоялась 21 июня 1941 года. А дальше была война… Спектакль умер, практически не начав жить. В 1943 году на основе музыки к спектаклю А.И. Хачатурян создал сюиту для концертного исполнения. В нее и вошел замечательный вальс.
Георгий Свиридов «Вальс» к пушкинской «Метели»
В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов очень любил и работу для театра и кино: она давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометраж.
Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье. Посетивший свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. И в этом вынужденном уединении появилось огромное количество произведений разных жанров, в том числе — прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».
Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, Свиридов решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести.
Дмитрий Шостакович Вальс № 2
Когда именно Шостакович сочинил свой знаменитый вальс, сегодня никто точно сказать не может: композитор унёс эту тайну с собой. Однако биографы тесно связывают историю его создания с образованием в 1936 году Государственного джаз-оркестра СССР, музыкальным руководителем которого был назначен Виктор Кнушевицкий, а художественным – Матвей Блантер. Чтобы для вновь созданного оркестра составить разнообразный репертуар, было решено обратиться к известным композиторам, среди которых был и Д. Шостакович. Дмитрий Дмитриевич справился с поставленной задачей довольно быстро. И хотя в написанной им музыке не было джазовости, произведение вошло в программу Госджаза. Во время войны Госджаз, переподчинённый военному ведомству, часто выезжал на фронт с концертными выступлениями. В 1941 году коллектив, попав в окружение под городом Вязьма, потерял главного дирижера Юрия Лаврентьева и большую часть музыкантов. После таких трагических утрат, оркестр в прежнем виде уже не возродился.
Прошло пятнадцать лет, и наш вальс вновь зазвучал, но теперь не на концертных площадках, а с экранов кинотеатров. В 1955 году известный кинорежиссёр Михаил Калатозов снял фильм «Первый эшелон», в котором использовал эту замечательную музыку. Но ни фильм, ни музыка, звучащая в нём, публикой не были особо замечены. По настоящему популярным вальс Шостаковича стал в самом конце 20 века, когда на экраны вышел фильм американского режиссёра Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», где главные роли сыграли Том Круз и Николь Кидман. С тех пор западный зритель называет это произведение не иначе как «Русский вальс».
Предлагаем послушать отрывки из четырех вальсов, о которых мы сегодня вам рассказали.
Советуем почитать:
«Вальс. История и школа танца»
Вальс – один из самых популярных бальных танцев. Зародившийся более двухсот лет назад, он до сих пор с любовью исполняется. Книга «Вальс. История и школа танца» содержит исторический очерк, рассказывающий о возникновении, развитии, распространении вальса, дает описания техники исполнения различных видов танца. Издание сопровождается иллюстрациями, дополнено нотными примерами и антологией фрагментов литературных произведений, в которых говорится о вальсе. К книге прилагается диск в формате DVD с обучающим материалом. Данное издание может быть интересно студентам хореографических и театральных учебных заведений, вузов культуры и искусств, участникам танцевальных студий, широкому кругу любителей танца.
Матвеева Е. «Иоганн Штраус. Король вальсов, или воспоминание о Павловске»
Книга Елены Матвеевой из серии повестей о великих музыкантах и композиторах рассказывает об Иоганне Штраусе. Великим королем вальсов звали его современники. Выходец из необычайно талантливой семьи, где музыку писали и его отец и братья. Иоганн стал самым знаменитым из них. Повесть рассказывает прежде всего о тех годах из жизни композитора, которые связаны с Россией. Несколько лет композитор приезжал на летний сезон в Павловск, где давал ежедневные концерты, пользовавшиеся огромным успехом у публики. Здесь он встретил свою любовь — Ольгу Смирнитскую, с которой ему не удалось связать свою жизнь.
Фитцджеральд З. «Спаси меня, вальс»
«Спаси меня, вальс» — единственный роман знаменитой Зельды Фицджеральд, отличающийся яркой образностью и очевидными автобиографическими аналогиями. Зельда писала о том, что хорошо знала сама, — о двадцатых годах двадцатого века, «эпохе джаза» и «потерянного поколения», когда люди ее круга сначала стремились преодолеть будничную рутину, а потом скуку нескончаемого веселья. На фоне артистических кругов Нью-Йорка и Парижа иногда абсолютно точно, а иногда с точностью до наоборот отображена жизнь легендарной четы и, словно на авансцене, любит, мучается, набирается мудрости легкомысленная и взбалмошная красавица Алабама Найт. Тяжелое балетное искусство, описанное детально и реалистично, помогает ей обрести мир в душе и найти себя. Пронзительная книга о потерянной жизни, но не выдуманного персонажа, а живой женщины.
Тихомирова Н. «Митя Шостакович»
В книге ростовской писательницы Нелли Тихомировой рассказывается о юности гениального композитора и замечательного человека Дмитрия Шостаковича, о становлении его яркой личности и неповторимой творческой манеры. Впервые в художественной литературе автором даны «словесные портреты» музыкальных произведений.