В ноябре 2009 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций официально объявила 18 июля «Международным днем Нельсона Манделы».
Один из самых влиятельных африканцев в истории родился 18 июля 1918 года. Мандела — борец за права человека во времена апартеида в ЮАР, отсидевший 27 лет за свою борьбу. В 1993 году он получил Нобелевскую премию мира. А в 1994-м стал президентом ЮАР.
Недавно в России были изданы мемуары Нельсона Манделы «Долгая дорога к свободе», а мы решили в этот день рассказать вам о художественной литературе его родного континента.
Об африканской литературе среднестатистический русский читатель не наслышан. И этому есть простое и логическое объяснение. Одной из основных проблем современной Африки является проблема наличия читателей: во многих странах континента неграмотность населения достигает 70–80%, и поэтому книги просто некому читать. Потребление литературной продукции так и не стало частью образа жизни большинства африканцев. Словесное искусство в Африке было испокон веков завязано на устном творчестве и прежде всего на жанре сказки.
Африканские писатели, как правило, не востребованы у себя на родине, и многие из них становятся широко известны уже после эмиграции или в том случае, если у них получается выйти на международный литературный рынок.
Несмотря на все это, в XX веке в Африке активно развивается литературный процесс, и среди африканских писателей появляются как Нобелевские лауреаты, так и финалисты Букера.
В 2007 году Букеровскую премию получил нигериец Чинуа Ачебе за роман «И пришло разрушение», написанный в 1959 году. Ачебе один из немногих авторов, кто покинул Африку уже став знаменитым.
А уроженец ЮАР Джон Максвелл Кутзее не только один из африканских лауреатов Нобелевской премии, но и единственный двукратный обладатель Букера. Его произведения далеко не всегда посвящены африканским реалиям, он известен прежде всего как метафизик, склонный к постмодернистскому переосмыслению известных сюжетов: в своих романах он детально воспроизводит мир Достоевского («Осень в Петербурге»), переосмысляет миф о Робинзоне Крузо («Мистер Фо») и историю Христа («Жизнь Иисуса»). Однако в ряде романов он обращается к африканским реалиям.
Наверное самый издаваемый в России уроженец африканского континента — мастер приключенческого романа, Уилбур Смит. Его первый роман «Когда пируют львы» (1964) положил начало длинной серии книг о близнецах Шоне и Гаррике Кортни, чья жизнь прочно связана с Африкой.
Вы удивитесь, но формально африканцем является и Альбер Камю, чьи предки поселились во французском Алжире задолго до его рождения. Действия всемирно известного романа «Чума» разворачиваются в алжирском городе Оран.
Современная литература Африки активно осваивает наследие прошлого и ищет новые пути развития. За последние годы появились сразу несколько ярких авторов.
Жузе Эдуарду Агуалуза в своих произведениях исследует прошлое и настоящее Анголы. На русском можно прочитать его роман «Всеобщая теория забвения».
Чигози Обиома со своей книгой «Рыбаки» вошел в 2015 году в шорт-лист Букера.
Произведения Чимаманды Нгози Адичи массово публикуются в России. После успеха «Половины желтого солнца» в нашей стране был издан ее более ранний роман «Лиловый цветок гибискуса», посвященный проблемам современной африканской семьи, а также «Американха», где Адичи обращается к описанию жизни своих соотечественников в США.
В 2021 году Нобелевскую премию по литературе получил еще один африканец — Абдулразак Гурна. Он уроженец Танзании, давно живущий в Великобритании. На русский язык переведены его романы «Рай» и «Посмертие». Премия автору была вручена с формулировкой за «бескомпромиссное и сочувственное осмысление последствий колониализма и его влияния на судьбу беженцев, попавших в разлом между культурами и континентами».
А Букер 2021 года достался южноафриканцу Дэймону Гэлгуту за роман «Обещание».
Таким образом, трудно не отметить, что большинство литературной продукции чёрного континента все же создается на «экспорт», и пишется на европейских языках людьми давно и прочно интегрированными в западный мир. А экзотический контекст африканских стран прекрасно дополняет сюжет трагедии на фоне исторических событий.
А теперь подробнее о самих произведениях.
Часть первая. Африканцы об Африке
Чинуа Ачебе «И пришло разрушение»
На краю Леса жили люди Девяти деревень. Жили так, как жили до них веками их предки, представители удивительного народа ибо, и почитали своих причудливых, по-человечески капризных богов и строгих, но добрых духов. Исполняли обряды, на взгляд чужеземцев – странные и жестокие. Воевали, мирились, растили детей. Трудились на полях и собирали урожай. Пили домашнее пальмовое вино и веселились на праздниках. А потом пришли европейцы – с намерением научить «черных дикарей» жить, как белые, верить, как белые и растить детей, как белые. Сильные цивилизованные люди, готовые железной рукой осчастливить народ Девяти деревень. Но кто и когда в этом мире сумел осчастливить кого-то насильно?
«И пришло разрушение» — первый роман трилогии. «Покоя больше нет» и «Стрела Бога» — второй и третий соответственно.
Джон Максвелл Кутзее «Бесчестье»
«Бесчестье» – попытка осмысления новой реальности, в которой оказалось белое население ЮАР в начале 1990-х годов. Главный герой романа – профессор Кейптаунского университета Дэвид Лури, который потерял работу и привычный образ жизни из-за связи со студенткой. Профессор покидает Кейптаун и поселяется на отдаленной ферме у своей дочери, где в один день они становятся жертвами насилия со стороны местных черных жителей. Главный герой вызывает неприязнь с самого начала: он не привык считать свои слабости в отношении студенток чем-то порочным, наоборот, он в некотором роде гордится ими и не отдает себе отчета, что девушки может и не желают иметь с ним дела. Однако происшествие, случившееся с ним и его дочерью, волей автора выглядит зеркальным отображением событий, описываемых в первой части: насилие оборачивается против насильника.
Желая того или не желая, Кутзее отразил противоречивость всей ситуации в ЮАР после падения апартеида, когда жертвы и угнетатели поменялись местами, и отчасти – с точки зрения Кутзее – это явилось и расплатой за грехи таких людей, как Дэвид Лури. «Бесчестье» принесло своему автору обвинения в расизме со стороны ведущей партии ЮАР «Африканский национальный конгресс» и одновременно премию «Букер».
Уилбур Смит «Когда пируют львы»
Шон и Гаррик Кортни. Братья, соперничающие в любви — но готовые не задумываясь отдать жизнь друг за друга… Один — лихой и бесстрашный авантюрист, одержимый жаждой разбогатеть и идущий к своей цели, не выбирая средств. Другой — добросердечный и мирный фермер, способный, однако, до последней капли крови сражаться за то, что принадлежит ему по праву. Им выпало жить в жестокие времена. В Южную Африку снова и снова приходит война. Белые колонисты железной рукой подавляют восстания зулусов — однако и самим им предстоит очень скоро пережить унизительное поражение в англо-бурской кампании. Но Шон и Гаррик Кортни не привыкли отступать перед опасностью. Они слишком хорошо знают: Южная Африка — земля, где нет места слабым и малодушным…
Жузе Эдуарду Агуалуза «Всеобщая теория забвения»
В юности Луду пережила психологическую травму. С годами она пришла в себя, но боязнь открытых пространств осталась с ней навсегда. Даже в магазин она ходит с огромным черным зонтом, отгораживаясь им от внешнего мира. После того, как сестра вышла замуж и уехала в Анголу, Луду тоже покидает родную Португалию, чтобы осесть в Африке. Она не подозревает, что ее ждет. Когда в Анголе начинается революция, столицу Луанду охватывают беспорядки. Оставшись одна Луду, предпринимает единственный шаг, который может защитить ее от ужаса открытых пространств: она замуровывает дверь в свое жилище. Отныне ее жизнь будет протекать в полной изоляции, за жизнью вне стен ее жилища Луду может лишь подглядывать со своего верхнего этажа. «Всеобщая теория забвения» – книга о памяти и беспамятстве, о жизни наедине с собой и о мире, который не позволяет человеку оставаться одному, о попытках забыть при одновременном стремлении помнить все. В 2017 году роман получил престижную Дублинскую премию, а годом ранее номинировался на Международного Букера.
Чигози Обиома «Рыбаки»
Четверо братьев из нигерийского города Акуре, оставшись без надзора отца — тот уехал работать на другой конец страны, ходят рыбачить на заброшенную реку, пользующуюся у местных жителей дурной славой. Однажды на пути домой братья встречают безумца Абулу, обладающего даром пророчества. Люди боятся и ненавидят Абулу, ведь уста его — источник несчастий, а язык его — жало скорпиона… Безумец предсказывает Икенне, старшему брату, смерть от руки рыбака: одного из младших братьев. Прорицание вселяет страх в сердце Икенны, заставляя его стремиться навстречу року, и грозит разрушением всей семье. В дебютном романе Чигози Обиома показывает себя гениальным рассказчиком: его версия библейской легенды о Каине и Авеле разворачивается на просторах Нигерии 1990-х годов и передана она восхитительным языком, отсылающим нас к сказкам народов Африки.
Чимаманда Нгози Адичи «Половина желтого солнца»
Красавица Оланна из богатой семьи никогда не отличалась дерзостью, как ее сестра-двойняшка Кайнене, но именно Оланна решилась оставить полную комфорта жизнь ради любви. Переезжая в маленький городок, где жил и работал ее будущий муж, профессор местного университета, она вряд ли понимала, что бесповоротно меняет свою судьбу. Деревенский мальчик Угву, поступивший в услужение в профессорский дом, тоже не догадывался, что отныне его жизнь изменится необратимо и непредсказуемо. Застенчивый молодой англичанин Ричард, приехавший в Нигерию, чтобы написать книгу, вовсе не собирался оставаться здесь навсегда. А непокорная и избалованная Кайнене вряд ли думала, что взвалит на свои хрупкие плечи ответственность за жизнь огромного числа людей. Но война, обрушившаяся на страну, не только корежила судьбы людей, но и меняла их самих, вытаскивая наружу то, что в обычной жизни скрывается за лоском цивилизованности. Оланне, Угву, Ричарду и всем остальным героям романа предстоит пройти сквозь немыслимые ужасы войны, не раз лицом к лицу столкнуться со смертью и вновь обрести себя после страшных испытаний. Полный напряженного драматизма роман «Половина желтого солнца» рассказывает истории нескольких людей, — истории, которые сплелись самым поразительным образом. Читатели назвали роман Адичи «африканским «Бегущим за ветром»», а британские критики присудили ему престижнейшую премию «Оранж».
Чимаманда Нгози Адичи «Лиловый цветок гибискуса»
Книга охватывает несколько месяцев жизни нигерийской школьницы, красавицы и отличницы из богатой католической семьи – Камбили Ачике. В доме Камбили мраморные полы и прислуга, фарфор и новейшая техника, любовь и Бог. В нем нет только смеха и счастья. Отец шестнадцатилетней Камбили, героини бестселлера нигерийской писательницы Чимаманды Адичи — богатый филантроп, борец с коррупцией и фанатичный католик. Однако его любовь к Богу для жены и детей оборачивается лишь домашней тиранией, страхом и насилием. И только оказавшись в гостеприимном доме тетушки, Камбили понимает, что бывает другая любовь, другая жизнь… Уникальный лиловый куст гибискуса станет символом духовного освобождения.
Абдулразак Гурна «Рай»
Действие романа разворачивается в колониальной Африке в то время, когда английские захватчики вытесняют туземцев с их земли, а немцы планируют строительство железной дороги через весь континент. Отец Юсуфа продает сына в рабство в уплату долгов. Сначала Юсуф попадает в лавку новоиспеченного хозяина, а после отправляется в путешествие по стране вместе с торговым караваном. Крах прежнего мира, межплеменные войны, суеверия, вопросы рабства и внутренней свободы глазами мальчика, вкупе с проблемами взросления и запретной любви, подсвечивают читателю плотное полотно, в которое Африка кутает свою красоту и жестокость.
Абдулразак Гурна «Посмертие»
Незадолго до Первой мировой судьба сводит главных героев на Восточном побережье Африки. Хамза и Ильяс служат на стороне немецких солдат — и возвращаются домой. Афия находится на попечении строгой семьи, где ее истязают за умение читать. Пути молодых людей пересекаются, они пытаются строить обычную жизнь, но тень грядущей войны грозит разрушить хрупкий мир. Бессмысленная злоба и непростые отношения угнетателей и угнетаемых, глубокая любовь, жестокость и последствия колониальной политики — в новом романе нобелевского лауреата по литературе 2021 года. «Посмертие» получило широкое признание благодаря описанию малоизученной темы жизни африканцев, похищенных для борьбы за Европу. На русском языке издается впервые.
Дэймон Гэлгут «Обещание»
Роман рассказывает об апартеиде в ЮАР, который переплетается с жизнью нескольких членов одной белой семьи. История начинается в 80-х годах прошлого века, когда умирающая женщина просит мужа дать обещание отдать ее дом на ферме черной служанке. Супруг не выполняет обещания, и оно становится словно проклятием всей семьи на три десятка лет. Сам роман разбит на четыре части — по количеству описываемых похорон.
Пис Аджо Медие «Новая Афи»
Гана, наши дни. Молодая швея Афи выходит замуж за богатого и красивого Эли. Она почти не знает его, но соглашается на брак ради спасения семьи. Эли давно любит другую, однако родители категорически против его выбора. Они надеются, что с появлением Афи все изменится в жизни сына. Афи быстро влюбляется в доброго, красивого и щедрого Эли. Она живет одна, редко видит мужа и знает, что он все еще видится с другой. Узнав о своей беременности, Афи ставит Эли ультиматум, и он выбирает ее. Жизнь налаживается, супруги растят сына и Афи развивает свой бренд одежды. Но однажды она застает мужа с той, которую он и не думал бросать. И теперь перед сложным выбором оказывается сама Афи.
Продолжение следует…
Материал подготовила Агаркова А.К.