Час полезной информации к 105-летию В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор, писатель, основатель народной педагогики. Всю жизнь проработав в обычной сельской школе, он смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека.
Детство и юность
Василий Сухомлинский появился на свет в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье.
Детские годы Василия пришлись на лихое время: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. После окончания сельской школы-семилетки в 1933 году Василий продолжил образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и вернуться домой.
Так 17-летний Сухомлинский приступил к работе учителем украинского языка и литературы в сельской школе. Одновременно он перевелся на заочное отделение педагогического института в Полтаве, получив полноценное высшее образование.
Война и послевоенное время
В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь.
Лечение Василий проходил на Урале. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмуртии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.
Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке.
Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.
Педагогическая деятельность
Трудно начиналась «педагогическая поэма» у 30‑летнего директора: в школьном здании не сохранилось почти никакого оборудования. Приходилось учиться в три смены, а на всю школу была всего одна керосиновая лампа. Писали на оставшихся от оккупантов бумажных мешках.
Постепенно вокруг Сухомлинского начал складываться коллектив молодых, как и сам директор, учителей-единомышленников. Строились новые школьные помещения, мастерские, закладывались теплицы. Год за годом преображался школьный участок, превращаясь, как и мечтал Василий Александрович, в цветущий сад.
Как директор, он делал всё для того, чтобы у преподавателей было время читать, работать над собой и заниматься здоровьем. Он сумел так чётко организовать их труд, что в рабочее время они успевали сделать очень многое. После уроков учителя были заняты только один раз в неделю, в остальные дни это время было свободным и неприкосновенным. Все дни каникул учителя должны были отдыхать. До минимума была сведена бумажная работа. И, конечно, всё это давало результат.
Вся школьная обстановка, окружавшая детей, была продумана до мелочей. Сухомлинский считал, что ребёнок должен расти в атмосфере красоты и творчества. В школе на 560 детей работало 80 кружков. Преподаватели выпускали с детьми журналы самых разных направлений: литературный, математический и многие другие. Развитие творчества детей было задачей номер один. В школе, где работал Сухомлинский он создал свою уникальную систему обучения. Все строилось руками учеников и педагогов, начиная от лабораторий, мастерских и пасеки и заканчивая метеостанцией. Культ матери и женщины в учебном заведении чтили абсолютно все. О главных принципах -“воспитание без наказания” и “воспитание добрыми делами” – говорили далеко за пределами края.
Однажды с учениками первого класса, ночью, тайком Василий Александрович выкопал куст роз и посадил под окном женщины, у которой дети погибли на фронте. Позже всем классом разносили мёд со школьной пасеки. «И чем больше мы отдавали, тем больше и богаче становились души детей». Педагогическая система, разработанная Сухомлинским, строилась на принципе – любви к человеку. Он настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как «Человековедение», и сам организовал такой специальный курс для старшеклассников. Особо важным Сухомлинский считал воспитание чувства патриотизма, гражданственности и коллективизма, приучение детей к труду, общение с родной природой.
Василий Александрович считал, что здание школы должно быть окружено «фабрикой кислорода». Рядом с Павлышской школой располагался большой приусадебный участок, который буквально утопал в зелени: росли яблони, груши, сливы, абрикосы, вишня, орех, рябина, ель, кедр, сосна, берёза и огромное количество цветов. В саду было множество всевозможных беседок, аллей, лужаек. И вся эта огромная территория обихаживалась руками детей. За 20 лет 40 гектаров неплодородной земли ученики и педагоги превратили в цветущие сады.
В результате исследований и наблюдений Сухомлинский пришёл к выводу, что причина плохой учёбы в 85 % случаев заключается в скрытых недомоганиях, которые ребёнок ещё не ощущает, поэтому в школе уделялось большое внимание здоровью детей. Летом все ребята обязательно ходили в походы. Около половины всех уроков в начальной школе проходило на свежем воздухе, для чего на лужайках были оборудованы беседки. Когда ребёнок приходил в 1-й класс, его обследовали и разрабатывали индивидуальную программу отдыха, питания и лечения, которая выполнялась как дома, так и в школе. Одним из первых в Советском Союзе Василий Александрович начал работу с шестилетними детьми, создав для них «Школу радости».
За время своей многолетней работы Сухомлинский привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Его педагогическая методика была основана на признаках гуманизма, согласно которым наивысшей ценностью была личность ребенка.
Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. Он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой». Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов.
Китайская педагогика под флагом Сухомлинского
Наибольшее распространение и применение идеи Сухомлинского получили в Китае, где на протяжении уже более 40 лет и в теории, и на практике осуществляется творческая реализация его гуманистических идей.
Только в течение последних 25 лет в свет вышло 10167 статей об идеях величайшего педагога, а переведенных трудов и монографий самого Сухомлинского не менее 150. Общий тираж этих книг, изданных и переизданных в Китае, составляет миллионы экземпляров. А собрание сочинений Сухомлинского в пяти томах, вышедшее в начале ХХI века, было включено в перечень «государственно важных книг».
Директор школы в Шанхае Чжэн Цзэ под влиянием известного труда Василия Сухомлинского «Сто советов учителю» написал книгу «Сто новых советов учителю», в которой сочетаются традиции китайского образования с наблюдениями в его собственной школе. Из этих примеров видно, что китайские учителя не просто копируют идеи Сухомлинского, а творчески применяют их на практике.
Сухомлинский является огромной ценностью для образования в целом, он стал бесценным сокровищем для всего мира».
Свои педагогические идеи педагог-новатор раскрыл в книгах «Сердце отдаю детям», «Родительская педагогика», «Рождение гражданина» и других.
Василий Александрович ушел из жизни 2 сентября 1970 года, будучи еще относительно молодым крепким мужчиной. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога.
Советуем почитать:
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
«Сердце отдаю детям» — начало трилогии о становлении личности ребёнка, её продолжение — «Рождение гражданина» и «Письма к сыну». Книга посвящена воспитательной работе с дошкольниками и учениками начальных классов, но не является пособием по педагогике, а служит в первую очередь духовному развитию воспитателей и учителей, взращиванию любви, чуткости, ответственности. В основе гуманистической педагогической системы автора — неразрывность воспитания и образования, нравственно-эстетического, физического и трудового развития в становлении гармоничной личности. Книга помогает понять, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как пробудить и утвердить в его душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к людям и родной земле.
Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика»
Книги Василия Александровича Сухомлинского давно стали золотым фондом отечественной педагогики. Его беседы о добре и зле, о совести, о любви к детям, о том, как воспитывать родителя в себе — вопросы, о которых мы забыли на гребне 90-х — 2000-х, но которые мощным колоколом звучат сегодня. Как сохранить человека в себе и как вырастить его в своем ребенке — вечная тема, отраженная Сухомлинским просто и мудро.
Сухомлинский В.А. «Цветок солнца»
В книге собраны самые интересные произведения писателя для детей: притчи, сказки и рассказы. Искренние, остроумные, с глубоким подтекстом, они пронизаны любовью к ребенку, к родному краю, ненавязчиво, иногда осторожным намеком учат добру, умным и хорошим поступкам, уважению к старшим.
Сухомлинский В.А. «Письма к сыну»
Книга является органическим продолжением мыслей педагога о воспитании гармоничной личности молодого человека. Написанная в своеобразном жанре, она содержит беседы отца и сына-студента о смысле жизни, роли труда, личностном и профессиональном развитии, о гражданском, нравственном и физическом становлении молодого человека, о восприятии им окружающей жизни, о роли отца и матери в семье…
Мероприятие подготовила Курчинская О.М.