Час нравственности
Дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о настоящей исторической достопримечательности, о самом большом и величественном православном храме Санкт-Петербурга. И поможет нам в этом прекрасная книга Риммы Алдониной «Исаакиевский собор».
Монументальность этого архитектурного сооружения поражает воображение, а богатство внутренней и наружной отделки оставляет яркие впечатления на долгие годы у любого человека, посетившего этот образец каменного зодчества прошлых столетий.
Исаакиевский собор вырос из маленькой деревянной церкви, которую построили в 1707 году для рабочих Адмиралтейской верфи. Освятили ее в честь преподобного Исаакия Далматского, потому что основатель северной столицы Петр Первый родился в день памяти этого святого.
Потом церковь перестроили в камне, но она дважды горела, и ее, в конце концов, снесли. В 1768 году по указу Екатерины II было начато сооружение нового мраморного храма, но со смертью императрицы грандиозное мероприятие застопорилось. Уже при Павле I храм кое-как достроили. Он вышел приземистым и невыразительным, что совсем не нравилось императору Александру I.
26 июня 1819 года была произведена закладка нового, уже четвертого Исаакиевского храма. Царь неожиданно выбрал проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана. Пикантность заключалась в том, что Монферран сражался в армии Наполеона Бонапарта против России. Однако после войны француз сумел попасть на прием к русскому императору и показал ему папку со своими проектами для страны-победительницы.
Сооружение громадного собора, особенно на топкой петебургской почве, представляло немалые технические трудности. Собор строился 40 лет и с большими усилиями. Одной из самых сложных задач этого строительства стали знаменитые колонны, которые Монферран желал видеть цельными, из единого куска гранита.
Добычу камня решено было вести в каменоломне Пютерлакс (на территории современной Финляндии). Из отвесной скалы рабочие вырубали кусок породы, в каменоломне грубо его обрабатывали, затем катили на берег и баржами перевозили в Санкт-Петербург, где колонны шлифовали и доводили до нужного вида. Но привезти массивную колонну к месту стройки было недостаточно, махину высотой в пятиэтажный дом нужно было еще поднять и установить. Колонны устанавливали раньше стен. Инженер Августин Бетанкур придумал для этого сложные строительные леса.
Купол собора Монферран решил делать не кирпичным, а металлическим. Чтобы уменьшить его вес, пространство между ребрами каркаса заполняли глиняными горшками. 100 тысяч горшков потребовалось изготовить для этой цели.
После смерти Александра I, строительство собора происходило под присмотром императора Николая I. Лучшие художественные силы были привлечены к украшению будущего шедевра.
По форме собор представляет собой четырехугольное здание, увенчанное посередине грандиозным куполом, с четырьмя колокольнями на углах. Все стороны здания украшены громадными портиками и колоннадами из цельного гранита, установленными на колоссальных гранитных террасах. Общее количество внешних колонн – 112. Большой колокол украшен изображением святого Исаакия и пятью медальонами: Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.
На здании множество скульптур и рельефов – ангелы, святые, апостолы. На западном фронтоне нашлось место и для самого Огюста Монферрана – он в греческой одежде сидит с макетом собора в руках.
Изнутри и снаружи здание облицовано мрамором. Убранство храма поражает богатством и великолепием. На его украшение ушло 360 килограмм золота. Роспись купола выполнил знаменитый художник Карл Брюллов. В 1851 году было решено перевести все картины храма в мозаику, чтобы они не портились от сырости. 62 рукописные картины собора долгих 60 лет превращались в картины из кусочков цветного стекла.
Храм, вмещающий в себя 12000 человек, был торжественно освящен 30 мая 1858 года. Жизнь его была сложной. В 1917 году собор стал музеем, демонстрирующим превосходство науки над религией. Во время Великой Отечественной войны золотой купол собора закрасили, чтобы враг не имел ориентира для обстрелов города. В блокадном Ленинграде на Исаакиевской площади разбили огород и выращивали капусту, чтобы прокормиться и выжить.
Сегодня собор работает и как музей, и как храм. Приезжие восхищаются Исаакием как произведением искусства, а петербуржцы с любовью называют его чернильницей из-за похожих пропорций.
Огюст Монферран умер через месяц после окончания строительства. В соборе установлен его бюст, выполненный из всех видов камня, которые использовались при возведении храма.