2 января исполнилось 190 лет со дня рождения русского художника-передвижника Василия Перова. Именно к этому юбилею был приурочен час культуры «Что передвинули передвижники?», который прошел 10 января в библиотеке имени Н.А. Некрасова.
Гости мероприятия познакомились с серией книг «Великие художники» издательского дома «Комсомольская правда».
А также поучаствовали в игре «Найди передвижника», в ходе которой угадывали, кто из художников входил в известное объединение.
Это интересно:
В число передвижников входили: Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и, конечно, Иван Крамской, предводитель движения.
Первой своеобразной акцией передвижников стал сорванный конкурс, посвященный столетию Императорской академии художеств: ее лучшие выпускники не стали писать заданный мифологический сюжет и, получив отказ в свободной теме, удалились из аудитории. Впоследствии бунтари организовали первое в России творческое объединение «Артель художников», которая в 1870 году превратилась в «Товарищество передвижных художественных выставок», вдохновлявшееся идеей народничества.
Когда мы говорим о русском художнике Василии Перове, перед глазами встают известные картины: «Тройка», «Рыболов», «Охотники на привале», которые все знают. А вот биографические сведения о художнике известны не всем.
Василий Григорьевич Перов родился в семье древнего рода, берущего начало в XIV веке. Его отец — барон Крюгенер служил губернским прокурором, а позже управляющим поместьем семьи Языковых. Несмотря на принадлежность к роду, будущий художник не получил ни фамилии отца, ни его титула. Мальчик был рожден вне брака, и даже то, что его родители позже все же узаконили отношения, не дало ему право на наследство.
Перов имел очень плохое зрение. Причиной тому стала перенесенная в детстве болезнь. В 1842 году семья Крюгенеров переехала в село Саблуково, мальчик переболел оспой. Но это печальное событие не помешало его дальнейшей творческой деятельности.
По законам Российской империи, незаконнорожденный младенец не мог получить родовую фамилию своего отца. Семья мальчика была вынуждена дать ребенку фамилию его крестного. Так Василий Григорьевич получил фамилию Васильев. Но спустя годы вся империя будет знать его как Перова. Эта фамилия произошла из детского прозвища живописца. Первый учитель Василия заприметил его талант к рисованию, и прозвал Перовым, после чего прозвище прочно прикрепилось к мальчику.
Будучи учеником в художественной арзамасской школе, Перов сильно повздорил с сокурсником. Он объявил, что не намерен терпеть оскорбления, и покинул стены учебного заведения, не доучившись в нем до конца. Жизнерадостный вначале своего жизненного пути, художник становился с каждым годом все более угрюмым и замкнутым, что отчетливо можно увидеть в его творчестве. Василий Григорьевич все же закончил художественное образование, но уже позже, в Московском училище живописи и зодчества.
Перов дважды вступал в брак. Первая его жена Елена Шейнс скончалась уже через пять лет брака, вместе с двумя сыновьями. Через пять лет художник вновь женился, на Елизавете Другановой, с которой и провел остаток жизни.
Несмотря на то, что после смерти первой жены Перов снова вступил в брак, он пронес ее образ с собой сквозь все последующие годы. Черты Елены можно увидеть в некоторых женщинах, изображенных на его работах. Девочка из картины «Тройка» и девушка с картины «Дворник-самоучка» — самые яркие и очевидные тому примеры.
У художника остался единственный сын от первого брака. Владимир Васильевич так же, как и отец, посвятил свою жизнь искусству. Он обучался рисованию у Василия Григорьевича, а позже окончил то же Московское училище живописи, что и его родитель. Работы Владимира Васильевича сохранены в коллекциях Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.
Перова иногда называют певцом народной скорби. В глазах персонажей на его картинах можно увидеть беспросветную тоску и горький упрек. Чаще всего художник изображал на своих произведениях простых крестьян, их жен, детей и скромный быт. Это отчетливо заметно в таких работах как «Проводы покойника», «Гитарист-бобыль», «Сцена у железной дороги».
Василий Григорьевич написал множество картин. Чаще всего он писал «жанровые» картины. Они изображают сцены из повседневной жизни, например «Отпетый» и «Тройка». Также неоднократно получали признание работы Перова в религиозном жанре. Большой популярностью у знати пользовались портретные работы художника — из под его кисти вышли портреты Островского, Тургенева, Достоевского.
Еще в студенческие годы Перов успел себя зарекомендовать как талантливый живописец. В арзамасском художественном училище действовали строгие правила —ученики младших классов не имели права рисовать кистью. Однажды руководитель училища А.В. Ступин нашел втайне написанную Василием картину, и разрешил тому раньше срока начать рисовать масляными красками.
Художник при жизни удостоился двух почетных званий Императорской академии художеств. В 1866 году он получил звание академика, а в 1870 — профессора.
В своих работах Перов трижды изображал Пугачева. На всех картинах его образ получился совершенно разным. Художник каждый раз был недоволен результатом. Он изображал Пугачева как лихого казака, как плюгавого пройдоху, а в третий раз как жестокого бунтаря. Только третья редакция картины увидела свет. Живописец планировал четвертый раз переписывать ее, но его планам не суждено было сбыться.
В 1862-1864 годах художник был командирован Императорской академией художеств в Европу. Он стал первым из всех русских живописцев, который просил вернуть его досрочно, а не продлить срок командировки. Сам Перов называл ее «ссылкой».
Василий Григорьевич был одним из создателей «Художественных передвижных выставок», которые вели в стране активную просветительскую деятельность. Он участвовал в московских выставках и был одним из руководителей группы на протяжении семи лет, с 1869 года. Так, впервые увидел свет именно на передвижной выставке портрет Ф.М. Достоевского, вышедший из-под кисти Перова.
Что почитать:
Минченков Я. «Воспоминания о передвижниках»
Яков Данилович Минченков (1878-1938) — выходец из луганских казаков, ученик Н.А. Касаткина и В.А. Серова. Активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, живописец, скульптор и педагог. К сожалению, большая часть его работ погибла в годы Великой Отечественной войны, однако нам остались его воспоминания о передвижниках, впервые изданные ещё в 1940?м году и много лет пользовавшиеся огромной популярностью. Живые, яркие, очень эмоциональные, портретно и психологически многоплановые рассказы Минченкова о своих коллегах, знаменитых и не очень, русских художниках, едва ли оставят равнодушными любого читателя.
Марина Улыбышева «Что передвинули передвижники»
Эта книга порадует не только детей, но и взрослых. Автор знакомит читателей с историей знаменитого «Товарищества передвижников», куда входили многие замечательные русские живописцы второй половины XIX века. Увлекательный рассказ о бунте в Императорской Академии художеств, о передвижных выставках, о роли передвижников в развитии русского искусства сопровождается репродукциями известных картин, которые мы знаем с детства.
Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.