Дорогие друзья!
В 2022 году исполняется 210 лет войне Российской империи с наполеоновской Францией. Поэтому в День защитника Отечества мы решили обратиться к славным героям, проявившим себя на полях сражений Отечественной войны 1812 года. Вторжение неприятеля, Бородино, сожжение Москвы и, наконец, безусловная победа над врагом… Эти важные события вызвали могучий отклик в русском народе, и нашли отражение не только в музыке и литературе, но и в живописи. Именно о живописи мы сегодня поговорим подробно.
Военная галерея Эрмитажа
«У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года»
Эти строки А.С. Пушкин написал о Военной галерее Зимнего дворца, ныне Эрмитажа.
Сразу же после окончания Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русских войск были предприняты шаги для того, чтобы увековечить подвиг русской армии. По всей стране строились колокольни, возводились скульптуры, ставились триумфальные арки. Появилась Александровская колонна на Дворцовой площади. Галерея войны 1812 года в Эрмитаже, содержащая 332 портрета, относится к числу подобных памятников. Она была призвана оставить в памяти потомков всех русских генералов — участников войны с Наполеоном.
Идея создания мемориальной галереи с портретами принадлежит императору Александру I. Он лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов. Портреты для Галереи написаны англичанином Джорджем Доу и его русскими ассистентами Александром Васильевичем Поляковым и Василием Александровичем Голике. Военные на портретах изображены в мундирах своих полков с полным набором орденов и знаков отличия.
Счастливый случай помог Александру I найти художника для столь масштабного проекта. Талантливый портретист попался на глаза российскому императору во время Первого конгресса Священного союза в небольшом немецком городке Аахене, ему было сделано предложение приехать в Россию, и уже весной 1819 года Доу прибыл в Петербург, а осенью 1820-го показал на выставке в Императорской академии художеств несколько своих произведений, привезённых из Англии, и картины, которые он успел создать в России, в том числе 5 из 80 портретов, написанных для будущей галереи. Непривычная для русского глаза живописная манера художника, казавшаяся слишком смелой, эскизной, театральной, вызвала неоднозначную реакцию критики, хотя все признали за художником «талант необыкновенный».
Как ни быстро работал Доу, а в плане продуктивности в сочетании с качеством с ним не мог поспорить ни один русский художник этого времени, но галерея не была готова к моменту неожиданной смерти императора Александра I осенью 1825 года. При новом императоре Николае I в июне 1826 года архитектор Карл Иванович Росси приступил к сооружению галереи на месте небольших комнат в центральной части Зимнего дворца между Белым и Большим Тронным залами. Строительство велось в спешном порядке. Торжественное освещение галереи состоялось 25 декабря 1826 года, в день ежегодного празднования изгнания Наполеона из России.
За 10 лет работы Джордж Доу и его русские помощники создали 332 портрета, которые размещены в пять рядов на стенах галереи. Каждые три-четыре дня появлялся очередной портрет. Современники отмечали, что художник мгновенно схватывал суть образа, вскоре портрет становился узнаваемым — сходство было поразительным, и это всех удивляло. Тогда многие герои здравствовали, и он писал их с натуры. Умерших изображал по сохранившимся свидетельствам, рассказам очевидцев. И все же в день открытия многие места на стенах галереи пустовали, задрапированные тканью. Именные таблички на них обозначали героев, портреты которых должны были вскоре занять свои места. Пустующие места заполнялись вплоть до конца 1820-х годов. Но 13 портретов по разным причинам так и остались невыполненными. Рамы для так и не написанных картин из галереи не убрали, они навсегда остались затянуты зелёным шелком.
Герои 1812 года
Вся Россия знала имена людей, чьи портреты были помещены в Военной галерее. О каждом из них можно было бы написать героическую оду, впрочем, о многих из них они действительно написаны.
Михаил Богданович Барклай де Толли
Генерал-фельдмаршал Барклай де Толли на момент начала французского наступления командовал армией, находящейся на западном рубеже России в Литве. Поэтому, приняв первый удар, вынужденно отступал. Де-факто исполнял обязанности главнокомандующего до назначения Кутузова. В народе Барклая не любили за его не русское происхождение. Вот с какой печалью отозвался на это Пушкин:
«О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою…»
Михаил Илларионович Кутузов
Генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов сперва был вынужден продолжать отступление и принял нелегкое решение об оставлении Москвы. Все последовавшие за этим победы — от Бородина до Березины — связаны с именем Кутузова, проявившего себя блестящим стратегом.
«На страшном поле Бородинском,
В бою кровавом, исполинском,
Ты показал, что может росс!
На бога веру возлагая,
Врагов все силы презирая,
Он всюду, завсегда колосс» (К. Рылеев)
Николай Николаевич Раевский
Генерал Николай Николаевич Раевский — талантливый и мужественный военачальник. Во время Бородинского сражения корпус Раевского оборонял Курганную высоту, расположенную в центре позиции русских войск. Там были установлены 18 орудий батареи, получившей имя Раевского и отразившей все атаки французов.
«Великодушный русский воин,
Всеобщих ты похвал достоин…
Дела твои сильней всех слов.
Ведя на бой российских львов,
Вещал: «Сынов не пожалеем,
Готов я с ними вместе лечь,
Чтоб злобу лишь врагов пресечь!..
Мы россы!.. умирать умеем» (С. Глинка)
Петр Иванович Багратион
За 30 лет службы князь Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях. В Бородинском сражении он возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Французы дважды овладевали земляными укреплениями — Багратионовыми флешами и дважды были выбиты оттуда. Во время очередной атаки противника генерал Багратион поднял свои войска в контратаку и в этот момент был тяжело ранен.
«О, как велик, велик На-поле-он!
Он хитр, и быстр, и тверд во брани;
Но дрогнул, как к нему простер в бой длани
С штыком Бог-рати-он» (Г. Державин)
Алексей Петрович Ермолов
Генерал Алексей Петрович Ермолов — выдающийся военный деятель и один из самых популярных людей своей эпохи. В Отечественной войне 1812 г. Ермолов участвовал во всех крупных сражениях. В разгар битвы на Бородинском поле М. И. Кутузов направил его на левый фланг, во 2-ю армию, заменить тяжело раненного Багратиона, и Ермолов помог преодолеть там смятение войск. Увидев, что центральная батарея Раевского взята французами, он организовал контратаку, отбил батарею и руководил ее обороной, пока не был контужен картечью.
«Умом затмил он блеск алмаза,
В боях был славный он боец,
Да здравствует герой Кавказа!
Да здравствует герой сердец!» (Ф. Глинка)
Александр Алексеевич Тучков
Александр был младшим из четырех братьев, георгиевских кавалеров, принимавших участие в войнах с наполеоновской Францией. По трагическому стечению обстоятельств он был убит практически одновременно с братом Николаем на Бородинском поле, ведя в атаку своих пехотинцев. В память о муже Маргарита Тучкова основала Спасо-Бородинский монастырь. Увидев портрет Александра Алексеевича в галерее Эрмитажа Марина Цветаева написала:
«Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…»
Матвей Иванович Платов
Начинал свою военную карьеру Платов еще при Екатерине II. В 18 лет Матвей Иванович уже командовал полком в чине казачьего полковника. В 1805 году он основал город Новочеркасск. За отличия в сражениях против Наполеона в конце октября 1812 года получил графский титул. Принимал участие во многих битвах. Во главе казачьих полков торжественно вступил в поверженный Париж.
«Хвала, наш Вихорь-атаман;
Вождь невредимых, Платов!
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По полю волком рыщешь,
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь» (В. Жуковский)
Денис Васильевич Давыдов
Имя Дениса Васильевича Давыдова неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей партизанского движения.
«Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!» (Ф. Глинка)
До середины 18 века посещать галерею могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.
В 1834-1836 годах А.С. Пушкин часто посещал Военную галерею. Ее вдохновенным и точным описанием начинается созданное в 1835 году стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли. В 1949 году, к 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из этого стихотворения:
Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года, уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал, их самоотверженно вынесли солдаты. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В.П.Стасова. Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик.
Военная галерея в Зимнем дворце уникальна. Она даёт нам визуальное представление о целом срезе российского общества пушкинского времени. В отличие от других памятников, увековечивающих славные боевые победы, галерея не только прославляет нескольких военачальников, но демонстрирует понимание той роли, которую играла армия в целом, армия, опиравшаяся на народ, сплотившийся для отпора неприятелю. Длинные ряды портретов рождают ассоциации с выстроившимися плечом к плечу воинами, вставшими на защиту Отечества.
Галерея благополучно пережила революцию 1917 года и Великую Отечественную войну 1941–1945 годов, когда портреты вместе с другими произведениями искусства были эвакуированы за Урал. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга её отреставрировали, стенам возвратили первоначальный цвет, восстановили росписи потолка. Торжественное открытие состоялось в День рождения города 27 мая 2003 года, и теперь, как и прежде, галерея сохраняет для нас облик и имена тех, кто вписал одну из лучших страниц в русскую историю.
Советуем почитать:
«Военная галерея 1812 года. Джордж Доу»
Среди блеска и роскоши царских покоев есть зал, который вызывает особую гордость, — это Галерея 1812 года. Созданная архитектором Карло Росси, она посвящена подвигу русского народа в войне с Наполеоном. Книга «Военная галерея 1812 года. Джордж Доу» издательства «Белый город» позволит читателям не только внимательно рассмотреть портреты героев Отечественной войны 1812 года, но и узнать подробности их биографий. Особое место в книге отведено автору этих портретов – английскому художнику Джорджу Доу.
В.М. Глинка «Пушкин и военная галерея Зимнего дворца»
Книга ленинградского писателя и историка рассказывает об истории создания Военной галереи Зимнего дворца, о роли, которую сыграли в политической, общественной и культурной жизни России XIX века представленные в ней люди, о влиянии многих из них на А.С.Пушкина.
Тематический кроссворд
Обзор литературы
«Защитники Отечества. Герои 1812 года»
Мероприятие подготовили: Курчинская О.М., Агаркова А.К