Тематический час, посвященный Масленице
История праздника
Восточнославянский праздник Масленица, один из самых древних на Руси, отмечается в течение недели. В далекие времена, когда господствовало язычество, Масленица была посвящена Велесу — божеству, покровительствовавшему земледельцам и скотоводам, и отмечалась в конце февраля. Сегодня известна поговорка, характеризующая тот праздник: «У Велеса и борода в масле». Наши славянские предки во время этого праздника встречали Новый год. Как известно, до конца 14 века на Руси новый год начинался в марте. Естественно, что при праздновании Масленицы не принято было скупиться, чтобы изобильным застольем задобрить новый год, он стал плодородным и принес богатство. Практически повсеместная христианизация не смогла заставить русских людей отказаться от веселого и разгульного праздника. Масленицу старались отмечать в яркой праздничной одежде, чтобы создать контраст с однообразием зимы. Главным атрибутом женской одежды являлся яркий цветастый платок.
Масленицу пытались запретить не только патриархи всея Руси, но и российские самодержцы, но ничего не действовало, и Масленицу продолжали отмечать с необузданным весельем и народными гуляньями. Сам Петр Первый — известный приверженец западных традиций, не смог удержаться от участия в народных увеселениях.
Иностранцы, оказывавшиеся в России весной во время празднования Масленицы, часто были шокированы масштабом всеобщего гулянья и своеволия. Иностранцев удивляли знаменитые масленичные катания и кулачные бои на базарных площадях, когда толпы мужиков устремлялись в драку — стенка на стенку. Главным блюдом праздника примерно с IX века стали блины, с языческих времен символизирующие солнце, сила которого может растопить любой холод. Отсюда пошло поверье, что, съедая блинчик, человек поглощает тепло и энергию солнца. Блины ели во время масленичной недели абсолютно все, угощали ими родственников и знакомых.
Масленица относится к подвижным праздникам — каждый год дата начала торжеств меняется и зависит от дня, на который выпадает Пасха. Масленица имеет несколько названий, среди которых Сырная неделя или Комоедица. Сырная неделя начинается за 7 недель до праздника Пасхи.
Масленичная неделя
Каждый день масленичной недели был наполненным особым смыслом. Ежедневно следовало исполнять определенные ритуалы.
Понедельник именовался Встречей. Сваты ходили друг к другу в гости. В этот день делали качели и снежные горки, катались на санках и мастерили чучело. Чучело проносили на шесте или провозили на санях по всей округе с песнями и плясками. В понедельник начинали печь блинчики. Первые блины давали беднякам, чтобы они почтили умерших родственников.
Вторник назывался Заигрышем. Молодежь каталась с горок на санках, устраивала всякие снежные забавы. Считалось, что это хороший день для сватовства. Холостые парни ходили на смотрины невест, а девушки, используя различные ритуалы, пытались приваживать суженого. На улицах устраивались концерты и театральные постановки.
Среда именовалась Лакомкой. Зять с друзьями шли на угощения к теще. Хозяйки пекли блины из разного теста со всевозможными начинками. Считалось, что любители блинчиков с соленой начинкой – люди с тяжелым нравом, а вот те, кто предпочитает сладкие блины – добряки и ласковые особы. В некоторых селах устраивались даже соревнования по блинам: выбирали хозяйку, у которой получились самые удачные блины.
Четверг звался Разгуляем или Переломом. С этого момента заканчивалась Узкая Масленица и начиналась Широкая. Гуляния набирали обороты. Народ развлекали скоморохи, молодежь водила хороводы и распевала песни. Никто не работал, все отдыхали и веселись. Продолжали кататься на санях и забавляться снежками. Мужчины организовывали битвы за снежные города, а женщины наблюдали за кулачными боями. Также в четверг можно было колядовать. На Разгуляй жгли костры и прыгали над ними. Принято было печь мучные изделия в виде птичек.
Пятница величалась Тещиными вечерками. Зятья принимали у себя тещ. Накануне зять должен был наведаться к теще и официально ее пригласить. Теща приходила с подругами, все вместе угощались и весело проводили время за разговорами и пением песен. А поздним вечером незамужние девушки гадали на суженого.
Суббота звалась Золовкиными посиделками. Звали в гости золовку, угощали ее и обязательно дарили какой-то подарок. Если золовка была не замужем, то она приходила с подругами, а если замужняя, то с мужем и детьми. Еще в этот день навещали родню и просто друзей.
Воскресенье называлось Проводами или Прощеное воскресенье. Это заключительный день праздника. Чучело Масленицы забирали с главной площади и везли на какую-нибудь возвышенность или в поле. Там чучело поджигали, а пепел раскидывали по земле, чтобы год был урожайным. В этот день люди прощали своих обидчиков и просили прощения у тех, кого сами обидели. Также в воскресенье посещали могилы умерших и поминали их блинами. Многие посещали баню, чтобы смыть грехи.
Как развлекались на Масленицу
Катание в упряжках
С обычаем навещать ближнюю и дальнюю родню был тесно связан обряд катаний. У этого занятия изначально был сакральный смысл: катаясь на лошадях вокруг деревни «по солнцу», то есть по часовой стрелке, люди помогали солнцу быстрее двигаться, приближая весну. К XIX веку такое понимание уже утратилось. Во время массовых катаний составлялись поезда из десятков саней и дровней, молодежь набивалась в «транспорт» вповалку и с песнями разъезжала по окрестностям. Вся округа съезжалась в самую большую деревню или городок, где проводилась ярмарка. К «съезду» готовились заранее: парни, собиравшиеся искать невесту, покупали новые сани, лошадей украшали нарядной сбруей, девушки одалживали сани у родни и являлись разодетыми на общий сбор. Чаще всего «съезды» устраивали, начиная с четверга Масленой недели. Главным событием был сбор в Прощеное воскресенье.
Катание с ледяных гор
Этот обычай должен был обеспечить урожай: «чем дальше поедешь, тем длиннее уродится лён». Ледяные горки строили в каждой деревне, а иногда и по отдельной горке на каждой улице. Катались обычно не по одному, а целой ватагой, сев на салазки, шкуры или рогожи. Делали «ледянки» — поливали водой плетеную сетку или корзину и выставляли на мороз. Лихие парни могли скатиться на коньках, а то и стоя на ногах, схватившись друг за друга «паровозиком». Это называлось «кататься юром». Вместо салазок и ледянок часто использовали скамейки, а, чтобы они лучше катились, их обливали водой и замораживали. Из дерева выдалбливали специальные «лодки», «катульки», «корежки».
Кулачные бои
Драки на Масленицу тоже были ритуальные. Мерились силой для того, чтобы «родился сильный урожай». Самым удобным местом для боев был лед реки. Запрещалось умышленно наносить друг другу серьезные увечья и мстить за личные обиды. Драться надо было «голыми руками», то есть без палок, ножей и прочих тяжелых или острых предметов. Соблюдалось правило: лежачего и мазку (на ком кровь) не бьют. Самые крепкие мужчины в боях не участвовали, а исполняли роль «наблюдателей» и «спасателей», вмешиваясь в драку лишь по необходимости. Кулачные бои чаще всего проводились стенка на стенку. В каждой команде был свой «атаман», который расставлял «бойцов» и продумывал стратегию. Сначала на льду сходились две партии мальчиков от 10 лет и старше, затем парни-женихи и, наконец, мужики. В Нижегородской губернии стенка на стенку дрались замужние женщины, «чтобы лён родился».
Взятие снежного городка
Считается, что эту забаву придумали в Сибири, откуда она распространилась в некоторые центральные губернии. Возникла она относительно поздно, в начале XVIII века. Казаки, старейшее русское население Сибири, устраивали своего рода «историческую реконструкцию» в память о покорении дальних земель. Заранее строилась снежная крепость с воротами. Для прочности в основание городка вбивали бревна; чтобы стены и ворота обледенели, их поливали водой. В Прощеное воскресенье участники делились на две команды: пешие обороняли крепость, конные — нападали. Встречался и другой вариант:
В окрестностях Красноярска городок представлял собой ворота без стен. Один из нападавших должен был прорваться сквозь ворота и разрушить верхнюю их перекладину. Такой вариант забавы и изобразил потомок енисейских казаков Василий Суриков на своей картине «Взятие снежного городка».
Проводы Масленицы
Как мифологический персонаж Масленица символизировала зиму и смерть. Чучело Масленицы — огромную соломенную бабу — в начале Масленой недели встречали с величальными песнями, возили в санях, катали с горок. В последний день праздника, Прощеное воскресенье, Масленицу провожали: сжигали. Нередко этот обряд проходил вообще без какого-либо чучела. Например, в Пошехонском уезде Ярославской губернии в течение всей Масленой недели народ собирал дрова для гигантского костра, это и называлось «сжечь Масленицу». Сжигание должно было обеспечить возрождение молодого нового мира.
Обряд «похорон» Масленицы, по словам фольклориста Владимира Проппа, был тесно связан с ритуальным смехом. Поэтому сжигание сопровождалось процессией из ряженых, разыгрывались народные комедии.
Сейчас Масленица — это праздник, который связывают с веселыми проводами зимы, долгожданным весенним теплом и пробуждением природы, с возможностью принять участие в гуляньях, различных конкурсах и масленичных мероприятиях. Традиционные блины уже давно перестали иметь ритуальное значение. Сегодня это — вкусное лакомство, напоминающее о прекрасном празднике.
Викторина:
Советуем почитать:
Иван Панкеев «Сударыня Масленица»
В книге известного фольклориста Ивана Панкеева, посвященной Масленице, в популярной форме рассказывается о традициях, связанных с этими праздничными днями. Игры песни, увеселения, православные молитвы и поучения на Прощеное воскресенье.
Иван Шмелёв «Лето Господне»
Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость». Детские впечатления всегда более яркие и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово «масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью».
Тематический пазл:
Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.