Каслинское литьё — народный промысел и художественные изделия из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли, близ Златоуста (Челябинская область).
Традиции каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов, покрытие готовых изделий черной краской особого рецепта — голландская сажа) сложились в XIX веке.
Техническая безукоризненность отливок, а, следовательно, и художественная эстетическая выразительность чугунного литья объясняется тремя факторами:
- Высокими качествами чугуна способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала.
- Особым неповторимым природным качеством формовочных песков.
- Мастерство каслинских рабочих — подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый, как воск материал пластики.
История каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. В 1751 году завод перешел к известной династии Демидовых. Потом его приобрел купец Лев Расторгуев. А после смерти Расторгуева заводом стал управлять бывший крепостной Григорий Зотов, который и наладил производство художественного литья из чугуна. Он привлек к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Так были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М. Д. Канаев и Н. Р. Бах, которые позже организовали художественную школу при заводе.
1860–1890 гг. — время расцвета каслинского чугунного художественного литья. В этот период Каслинский литейный завод получил Малую золотую медаль Вольно-экономического общества в 1860 году; завод участвовал в выставках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне и других городах мира.
Примечательна Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896), на которой каслинские мастера впервые представили свой товар в ажурном чугунном павильоне.
Особым историческим событием для Каслинского завода стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, на которой мастера завода отлили огромный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена.
Центральным элементом павильона являлась скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду — «Гран-При».
Чугунный дворец со всем содержимым намеревался купить президент Франции Эмиль Лубе. Предлагал два миллиона рублей. Сделки не вышло: среди экспонатов была скульптура «Россия». «Россия не продается» — таким был ответ.
Оригинал символа русской державы работы Николая Лаверецкого находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, копия — в Екатерининском зале Кремля и в Южно-Уральском университете. А в селе Частоозерье Курганской области «Россия» стала памятником.
Павильон из чугуна в 1978 году признан ЮНЕСКО уникальным художественным памятником мирового значения. «Русское чудо» осталось единственным в мире архитектурным сооружением из чугуна, хранящимся в екатеринбургском музее.
Что почитать:
- Губкин О.П. Каслинский феникс. Екатеринбург, 2005.
- Ледзинский В.С., Теличко А.А. Мир художественного металла Москвы XVII-XX веков. Изд-во «Жираф», М., 2001.
- Малаева З.Г. Художественное литье из чугуна. КАСЛИ. «Интербук-бизнес» Москва, 2005.
- Павловский Б.Н. Каслинский чугунный павильон. Свердловск, 1979.
- Пешкова И.М. Искусство каслинских мастеров. Кн.1, 2. Челябинск, 1983.