Виртуальный информ-дайджест к Всемирному дню книги
Ежегодно 23 апреля отмечается Всемирный день книги и авторского права. Первоначальная идея проведения данного праздника принадлежала Международной ассоциации книгоиздателей и затем была предложена на рассмотрение ЮНЕСКО.
Генеральная Конференция ЮНЕСКО на своей 28 сессии (25 октября – 16 ноября 1995 года) единогласно одобрила Резолюцию, которая провозгласила 23 апреля Всемирным днём книги и авторского права. 23 апреля Генеральный директор ЮНЕСКО адресует своё послание по случаю празднования этой даты.
Первый раз Всемирный день книги и авторского права отмечался в 1996 году.
Целью празднования Всемирного дня книги и авторского права стало привлечение внимания как правительственных органов, так и широкой публики к книгам, как к источникам получения знаний, средствам выражения и коммуникации, которые остаются основой активного образования и критического мышления, несмотря на быстрое развитие более сложных источников информации. Также этот день подчёркивает особое значение роли книг и авторского права в развитии культуры мира, толерантности и межкультурного диалога.
В этот день мы хотим вместе с вами вспомнить ряд выдающихся книг ХХ века.
М. Булгаков. Мастер и Маргарита (СССР)
Москва 1930-х годов. На Патриарших прудах неспешно прогуливаются два литератора, ведя беседу о достоверности существования Иисуса Христа. Их дискуссия неожиданно прервана загадочным иностранцем, безупречно говорящим на русском языке. Незнакомец с уверенностью заявляет, что Иисус жил, а также принимается рассказывать о своём личном присутствии при его беседе с Понтием Пилатом… Роман-загадка, самое известное и бесспорно лучшее произведение М.А. Булгакова; книга на все времена, обнажающая вечные темы добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства, смерти и вечности. Это «одна из тех книг, которые разные люди читают по-разному, по-разному любят и разное находят в них для себя» (К.М. Симонов).
Дж. Стейнбек. К востоку от Эдема (США)
Один из главных литературных шедевров ХХ века.
Роман, спровоцировавший бурю возмущений консервативно настроенных критиков, надолго занял первое место среди национальных бестселлеров.
«К востоку от Эдема» – книга о страстной любви и ненависти, об ошибках и преступлениях, о доверии и предательстве. В основе сюжета – история двух сыновей калифорнийца Адама Траска, своеобразных Каина и Авеля. Каждый из них ищет свой путь в этом мире и постоянно оказывается перед выбором: творить добро или зло, стать жертвой или безжалостным хищником…
О. Хаксли. О дивный новый мир (Великобритания)
Восхитительная антиутопия, пугающая и прекрасная одновременно. Автор реалистично изображает общество с процветающими в нём идеями гедонизма и потребительства. Здесь нет места любви, а секс – просто приятное времяпрепровождение. Хаксли настолько эмоционально описывает это, что читать становится страшно, вот только оторваться от книги – невозможно. Здесь людей создают в пробирке, причём «изготовители» изначально выбирают, кто будет интеллектуально развитым, а кто — умственно отсталым. Привычные человеческие ценности вроде саморазвития, культуры, религии и знаний никому даром не нужны и совсем не интересны. Люди стремятся лишь получить удовольствие любым доступным способом и с упоением растрачивают своё бесценное время на беспрерывный отдых. Читая роман, ты понимаешь, что всё, здесь описанное, — чистый вымысел, но не перестаёшь ужасаться сходству событий, описанных в книге, с пороками современного общества. И в этом-то вся соль произведения.
У. Эко. Маятник Фуко (Италия)
Второй роман Эко, укрепивший всемирную славу автора «Имени розы». Вновь детективная канва, вновь сложная многоголосица мотивов и тем, вновь серьёзнейший философский подтекст, но всё это в куда более изощрённом исполнении. На этих страницах взаимодействуют редакторы миланского издательства, рыцари-храмовники, жрецы вуду и антифашисты-партизаны. Рассказано и о легендарных тамплиерах, о тайных хозяевах мира, но только чтоб напомнить: история достоверна тогда, когда её основа – неоспоримый документ. Всё остальное – игра. Игра, которая бывает опасной.
Блестящий пародийный анализ культурной сумятицы современного сознания, предупреждение об опасности умственной неаккуратности, порождающей чудовищ, делают книгу не только занимательной, но и актуальной.
Ф. Дюрренматт. Судья и его палач (Швейцария)
Детективный роман из серии о комиссаре Берлахе — «Судья и его палач» и «Подозрение». В известном смысле они представляют собой эталон детективного жанра: искусно сотканная интрига, держащая в напряжении до последних страниц, стремительно развивающиеся события, эксцентричный сыщик и неожиданные повороты сюжета. Сам Дюрренматт признавался, что писать детективы его в своё время заставила нужда. Однако именно здесь талант автора проявился во всём своём блеске, а написанные им вещи по своей глубине и неоднозначности выходят далеко за рамки обыкновенных детективных историй.
А. Моруа. Письма незнакомке (Франция)
В эпистолярном романе, преподнесённом в виде романтической переписки длиною в год, легендарный писатель собрал весь свой опыт и все свои знания в области отношений между мужчиной и женщиной, а также в сфере исследования человеческой психологии. Моруа раздумывает над поведением и нравами людей, взаимоотношениями мужчин и женщин, приёмами обольщения, над тем, почему браки оказываются счастливыми, почему случаются разводы и угасают чувства. Примечательно, что многие советы писателя остались актуальными и сегодня. Например:
• «Женщина, которая сама себя навязывает и делает первый шаг, добьётся презрения мужчины, но не любви».
• «Ничто так не выводит мужчину из себя, как агрессивность женщины. Амазонок обожествляют, но не обожают».
Э. Бёрджесс. Заводной апельсин (Великобритания)
«Заводной апельсин» — литературный парадокс ХХ столетия.
Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни, как род наслаждения, попадает в железные тиски новейшей государственной программы по перевоспитанию преступников и сам становится жертвой насилия.
Но можно ли спасти мир от зла, лишая человека воли совершать поступки и превращая его в «заводной апельсин»? Этот вопрос сегодня актуален так же, как и вчера.
Рекомендуем посмотреть:
И напоследок — маленькая игра. Угадайте, какие книги мы зашифровали в этих трех ребусах: