Есть женщины в русских селеньях

      Комментарии к записи Есть женщины в русских селеньях отключены

Час нравственности

Дорогие друзья! Вот уже несколько лет в мире развивается новая традиция – чествовать 15 октября сельских женщин.

Сельские женщины – это не только крестьянки, занимающиеся сельским хозяйством, как подсказывают нам стереотипы, но и сельские учительницы, врачи, домохозяйки, пенсионерки и другие женщины, которые постоянно проживают в сельской местности.

История празднования Дня сельских женщин началась в 2008 году благодаря специальному постановлению ООН в рамках программы по улучшению положения женского населения загородных районов.

Этот праздник призван принести сельским женщинам общественное признание и обеспечить их поддержкой в любой из сфер их личной, профессиональной и общественной жизни, так как все, чтобы они не делали, является весомым вкладом в развитие экономики сельской местности, где они проживают, и в благополучие собственных семей.

Женщина.… Сколько понятий содержит в себе этот образ: женщина-мать, жена, подруга, сестра… Женщина всегда считалась эталоном красоты. Поэты и писатели воспевали женскую мудрость, храбрость, её способность пожертвовать собой ради других.  История сохранила множество восхитительных женских образов, и один из них образ сельской женщины. Классический пример такой женщины представляет нам Некрасов в поэме «Мороз. Красный нос»:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

М. Нестеров «Стеша»

Сельские женщины действительно особые. Какие только реорганизации не коснулись сёл и деревень за всю историю России. Они «прошли» через раскулачивание и коллективизацию, революции и войны. На своих крестьянок  матушка-Россия опиралась во все времена. Именно женщины работали на фермах, собирали урожай, строили дороги, дома, лечили,  учили и воспитывали детей. Проходят годы, но женские плечи продолжают нести весь этот груз забот и тревог.

Сельская женщина в литературе

Матрёна Васильевна
Александр Солженицын «Матренин двор»

Матрена Васильевна женщина непростой судьбы. Она узнала, что такое быть замужем за нелюбимым, хоронить своих детей, потерять на войне мужа, тяжело работать, жить без поддержки. Но все эти трудности не смогли убить в ней человека. Она осталась такой же оптимисткой, она умеет сопереживать, она помогает окружающим безвозмездно, она улыбается, сочувствует, сопереживает. Она не надеется на чужих людей, делает все сама для себя. Даже отношение односельчан не ожесточило ее.

Куделиха
Василий Шукшин «Калина красная»

Шукшин в Куделихе создал образ многострадальной матери, которой ее же дети приносят боль. Эта боль показывается своеобразно, через сына наконец-то сумевшего понять, что же есть мать. Что она продолжает любить сына. Что ни на секунду не может забыть о нем.

Об образе Куделихи писатель В. Астафьев говорил: «Вот этим образом, естественным, с натуры взятым, Шукшин словно бы извинялся за всех нас перед стариками и старухами, которые живут в деревнях одиноко, оставленные детьми»

Интересный факт:

Изначально роль Куделихи в фильме «Калина красная» предназначалась Вере Марецкой, но актриса из-за болезни была вынуждена отказаться от съёмок. Тогда жители подсказали режиссеру, что живёт на краю села женщина со схожей судьбой — Ефимья Быстрова. Василий Шукшин решил с ней пообщаться, и сразу понял, что ее и будет снимать.

Съёмки знаменитой сцены вели через окошко, без постановочного света, чтобы не смущать старушку, да и рассказ её выглядел очень натурально, ведь говорила Ефимья Быстрова не текст, написанный для актрисы, а рассказывала историю своей жизни. 18 лет искала она своего пропавшего сына. После съемок Василий Шукшин посылал Ефимье Быстровой помощь, а она рассказывала соседям, будто известный режиссёр – это и есть её пропавший сын. А потому горько оплакивала она Василия Макаровича, когда узнала о его смерти.

Настёна
Валентин Распутин «Живи и помни»

Валентин Распутин в повести «Живи и помни» поднял проблему нравственного выбора любящей женщины: либо предать мужа-дезертира, либо предать народ. Распутин в сердцах упрекнул недальновидных критиков: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором, не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине…».

Дарья Мороз в роли Насти

Героиня повести — Настёна, жена Андрея, взявшая на себя не только покрытие мужнина греха, дезертировавшего с фронта, но и сам грех, расплату за него. Именно она исполняет свой долг согласно закону народной жизни, но — на женщине таких долгов два, и трагизм её ситуации состоит в невозможности исполнить одновременно два долга — перед мужем, ставшим дезертиром, и перед народом, который её муж предал.

Сельская женщина в живописи

К образу женщины на селе обращались многие русские художники, но одним из лучших в этом деле по праву может считаться Федот Васильевич Сычков. Этот самобытный мордовский живописец творил в первой половине 20 века и был популярен и на родине, и за ее пределами.

Крестьянки Сычкова отличаются веселым нравом.

Они живые, искренние, яркие, звонкие.

Сельская женщина в кино

В 1947 году на советский экран вышел фильм режиссера Марка Донского «Сельская учительница».

Главную роль в нем исполнила легенда кино – Вера Марецкая. Действие картины начинается в Петербурге незадолго до революции 1917 года. Гимназистка Варенька знакомится на балу с Сергеем Дмитриевичем Мартыновым и влюбляется в него с первого взгляда. Но юная барышня, вдохновленная идеалами педагогики, намерена уехать в Сибирь, чтобы работать учительницей. Мартынов восхищается убежденностью Вари и тоже влюбляется в девушку. В глухой сибирской деревне они снова встретятся. Варвара Васильевна – любимая учительница всей детворы, которой, по приезду, пришлось непросто справиться с суровой реальностью, и он – революционер, большевик Мартынов. Но семейное счастье длилось недолго…

Советуем почитать:

Отлично удавались образы сельских женщин донскому писателю Анатолию Калинину.

В повести «Возврата нет» казачка Антонина Каширина прячет у себя в оккупированной немцами станице советского офицера. Сильная, отважная женщина сумела и спасти его своей любовью, и сохранить достоинство после его предательства.

В романе «Цыган» Клавдия Пухлякова спасает и растит словно родного цыганского мальчика, оставшегося без матери во время войны. Анатолий Калинин так описывает свою героиню: «Все знали, что Клавдия Пухлякова не боится ни бога, ни самого председателя колхоза. Между тем при взгляде на Клавдию Пухлякову никто не мог бы сказать, что у нее такой характер. Скромная, красивой наружности женщина, с тихими серыми глазами».

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.