Информ-досье к 200-летию А.Н. Островского
12 апреля в России отмечали 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского. Его роль в развитии русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить.
Александра Островского называли основоположником национального театра. Он сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов.Критик Иван Гончаровговорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь».
Интересные факты:
Александр Островский знал семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь.
В 1850 году Островского обвинил в плагиате соавтор первой пьесы «Свои люди — сочтемся» актер Дмитрий Горев-Тарасенков — он заявил, что драматург украл у него идею. Островский писал другу Федору Бурдину в 1853 году: «Во время моей болезни кто-то распространил по Москве дикие слухи, что пьесы пишу не я, а кто-то за меня; благомыслящие люди не верят, а злонамеренные им очень рады… как они ни нелепы, а все-таки для меня неприятны». Он написал Гореву-Тарасенкову письмо и просил его сознаться в обмане. Однако актер отказался. Тогда писатель решил сочинить новую пьесу, так появилась комедия «Бедность — не порок».
Образ Катерины из драмы «Гроза» Островский писал с актрисы Любови Павловны Косицкой. В рукописи напротив монолога Катерины есть пометка писателя: «Слышал от Л.П. про такой же сон».
Александру Островскому часто присылали произведения начинающие авторы. Несмотря на занятость, драматург каждому писал письмо-рецензию — иногда на 10–15 страниц.
По пьесе Островского «Воевода» Петр Чайковский создал свою первую оперу. Драматург сам написал для нее либретто. Премьера прошла 30 января 1869 года в Большом театре.
Мать Островского умерла, когда мальчику не было еще и 9 лет. Помимо него в семье было трое детей (еще четверо умерли в младенчестве).
Его отец мечтал, чтобы сын пошел по его стопам и стал юристом. Юноша поступил на юрфак, но на третьем курсе провалил экзамен и решил прекратить обучение в вузе.
Островский получил известность среди литераторов после публикации комедии, высмеивавшей купеческое сословие. Пьеса понравилась Гончарову, Гоголю и другим известным писателям, однако обиженные купцы подали жалобу властям. Комедию было запрещено ставить на сцене, а Островского уволили с работы и по распоряжению императора отдали под надзор полиции. Избавиться от полицейских драматург смог только после прихода к власти другого главы государства.
Пьеса Островского впервые была поставлена в театре в начале 1850-х годов. С этого момента более трех десятилетий подряд пьесы Островского каждый сезон ставили в лучших театрах Москвы и Петербурга.
В середине 19 века один из великих князей отправил ведущих литераторов страны в разные ее регионы, чтобы они изучили особенности местного быта и затем описали их в своих произведениях. Островский занялся изучением Поволжья.
Драматург с 1851 года был бессменным лидером общества, объединявшего драматургов и оперных композиторов России.
Островский был членом комиссии, занимавшейся совершенствованием принципов управления театрами – писатель, в частности, смог значительно облегчить условия труда актеров.
В 62 года его назначили ответственным за репертуар театров Москвы и главой театрального училища. Напряженная работа подорвала здоровье писателя, хотя труд и приносил ему радость.
Островский до самой смерти нуждался в деньгах, хотя его пьесы собирали полные залы, а император назначил ему ежегодную пенсию в 3 000 рублей.
Умер он в своем имении, когда ему было 63 года. Последним произведением, над которым он работал, был перевод трагедии Шекспира.
После смерти писателя император выделил на его похороны 3000 рублей. Вдове Островского и двум его детям была назначена ежегодная пенсия аналогичного размера, а на воспитание 3 сыновей и дочери писателя из казны выделяли по 2400 рублей в год.
Литератор долгое время был влюблен в актрису Любовь Косицкую, но у них обоих имелись семьи, поэтому этот роман не имел будущего. Когда артистка овдовела, она все равно отказалась связать свою жизнь с писателем и увлеклась отпрыском купца, который растратил все ее деньги.
Именно благодаря Островскому в России появился драмтеатр в современном понимании этого слова – например, он был уверен, что хорошо играть и погружаться в роль должен не только главный герой, но и все остальные артисты, задействованные в представлении. Идеи Островского получили окончательное развитие усилиями Станиславского и Булгакова.
Пьеса в стихах «Снегурочка», ставшая одной из жемчужин творчества Островского, появилась случайно – во время ремонта в Малом театре было решено поставить спектакль, который объединил бы все 3 труппы: оперных певцов, артистов балета и драматических актеров. Написать подходящую пьесу в указанный срок взялся Островский, а автором музыки по просьбе драматурга стал Чайковский. Позже оперу на основе той же пьесы создал Римский-Корсаков, и она также пользовалась огромным успехом.
Все пьесы драматурга были поставлены на сцене Малого театра и создали там своеобразную основу репертуара, в котором остаются по сей день. Этот театр даже стали неофициально называть «Домом Островского», а в 1919 году у входа установили памятник писателю.
Первый фильм по пьесе Александра Островского вышел в 1911 году: режиссер Петр Чардынин создал короткометражную немую картину «На бойком месте». За более чем 100 лет сюжеты Островского экранизировали около 80 раз. По мотивам его сочинений снимали не только художественные, но и анимационные фильмы — например, мультфильм 1952 года «Снегурочка».
А особенно популярными у зрителей стали комедия «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли и мелодрама «Жестокий романс», где снялись Лариса Гузеева, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих и Никита Михалков.
Викторина
Советуем почитать:
Лобанов М.П. «Островский»
В книге М. Лобанова повествуется о жизни и творческой деятельности великого русского драматурга А. Н. Островского. Автор раскрывает личность драматурга в полноте его общественных и индивидуальных связей, через взаимоотношения с другими деятелями отечественной культуры. Большое место удалено истории создания и проблематике цикла исторических пьес Островского («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода», «Василий Шуйский и Дмитрий Самозванец», «Комик XVII «).
Москвина Т.В. «В спорах о России: А. Н. Островский»
Для русской драматургии А.Н. Островский сделал ничуть не меньше, чем Шиллер – для немецкой и Расин с Мольером вместе взятые – для французской. Он – автор сорока семи пьес, большинство из которых уже сто пятьдесят лет не сходит с театральных подмостков и украшает репертуары как столичных, так и провинциальных российских театров. В этой книге известный писатель, драматург и театровед Татьяна Москвина раскрывает перед нами грани неординарной личности А.Н. Островского, своеобразие его мышления и творчества, попутно анализируя последние театральные постановки и экранизации пьес великого драматурга, которого при жизни в московских и петербургских императорских театрах восхищенно называли «наш боженька».
Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.