Портрет на фоне поколения

      Комментарии к записи Портрет на фоне поколения отключены

Час юбиляра к 125-летию Ф. С. Фицджеральда

Настоящая история литературы никогда не была только летописью завоеваний тех, кто по праву признан великим. В ней действуют и десятки авторов, чей след, возможно, сотрётся с ходом лет, но чьи усилия были необходимы, чтобы возникло масштабное литературное явление. Эти авторы сумели с необычайной точностью передать образ времени, когда им выпало жить, и порой даже превратились в его символ.

Особый этот дар очень рано проявился в произведениях Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (1896-1940), придав глубоко своеобразный характер  и его книгам, и всей его судьбе.

Будущий писатель родился в католической ирландской семье. Дед Фицджеральда по материнской линии, Филип Маккуиллан, эмигрировал в США из Ирландии. Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в семье неудачливого бизнесмена. Но благодаря дедушке по материнской линии, иммигранту-ирландцу, сколотившему состояние на торговле бакалейными товарами, в деньгах не нуждался и получал образование в престижных учебных заведениях.

Во время учёбы Фицджеральд не отличался блестящими успехами, а накануне выпускных экзаменов из Принстонского университета и вовсе ушёл добровольцем в армию, потому что понимал, что этих экзаменов ему не сдать. Однако в своей будущей карьере юноша не сомневался — он всегда хотел стать писателем. И если для его знаменитого современника и друга Эрнеста Хемингуэя главной темой творчества оказалась война, автор «Великого Гэтсби» для вдохновения избрал тему американской мечты и её крушения.

Именно в армии с Фицджеральдом произошли два самых важных события в его жизни: он написал свой первый роман и познакомился с будущей женой, 17-летней блондинкой Зельдой Сейр. Однако отец возлюбленной, судья штата Алабама, не хотел выдавать свою дочь за несостоявшегося юношу и сделал всё, чтобы расторгнуть помолвку.

В самый подходящий момент сбылась «американская мечта» Фицджеральда: знаменитый редактор Марк Перкинс помог начинающему писателю опубликовать роман «По эту сторону рая». Как и ожидал Перкинс, критики и вся читающая публика оказались в восторге от прочитанного, ведь тема книги была вызывающе актуальна — горечь бесперспективности существования американской молодёжи в послевоенный период.

Уже через месяц после публикации «По эту сторону рая» Фицджеральд смог, наконец, устроить личную жизнь — он женился на возлюбленной и переехал жить в один из самых дорогих отелей Нью-Йорка.

Так началась «двойная жизнь» писателя, в которой он совмещал напряжённую литературную работу с бесшабашной жизнью…

Фрэнсис и Зельда жили настолько красиво и широко, что светская хроника называла их принцем и принцессой своего поколения. Более того, молодая парочка постоянно привлекала к себе внимание эпатажными выходками: то они прокатятся по Манхэттену на крыше такси, то искупаются в фонтане, то придут голыми в театр.

И хотя писатель часто задумывался о своём поведении: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов», он продолжал вести шумную и легкомысленную жизнь. Выпивка, в частности, стала одним из факторов, подорвавших психическое здоровье его жены Зельды. Впоследствии на её лечение требовалось всё больше и больше денег, и Фицджеральд был вынужден размениваться на литературные безделки для журналов.

Даже Хемингуэй в своей книге «Праздник, который всегда с тобой» не самым лучшим образом отзывался об эксцентричных супругах. Он считал, что алкоголь и Зельда были главным злом в жизни талантливого автора: «Зельда ревновала Скотта к его работе… Скотт твердо решал не ходить на ночные попойки, ежедневно заниматься гимнастикой и регулярно работать. Он начинал работать и едва втягивался, как Зельда принималась жаловаться, что ей скучно, и тащила его на очередную пьянку…»

С каждым годом супруги тратили всё больше денег, для чего Фицджеральду требовалось всё чаще публиковать свои произведения. Не секрет, что его мучила совесть, ведь в поисках лёгких денег он был вынужден идти на компромиссы с издателями и снижать художественную ценность своих рассказов. Но даже в таких условиях Фицджеральду удалось создать роман «Великий Гэтсби», который и сегодня считается шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза».

Одним из достойных произведений Фицджеральджа после «Великого Гэтсби» стал роман «Ночь нежна», где он продолжал тему губительной власти богатства. Но на новые откровения в литературе у автора больше не было сил — в его жизнь пришла беда. Зельда, которую Фицджеральд всегда любил за лёгкую «безуминку» в глазах, заболела острой формой шизофрении. И чтобы оплатить дорогостоящее лечение жены, писатель был вынужден трудиться ещё больше: «Теперь я буду писать дешёвые произведения, пока не наберу достаточно денег, чтобы взяться за следующий роман. Не в моей власти снизить материальный уровень нашей жизни».

Талантливый автор забросил серьёзные литературные формы и начал сочинять рассказы для модных журналов и киносценарии для Голливуда, из-за чего даже Хемингуэй упрекал его в торговле искусством. А сам Фицджеральд стал обвинять в своих несчастьях Зельду.

С каждым днём писатель всё чаще заглушал горечь несчастья вином, но это продолжалось недолго. В возрасте 44 лет он умер от сердечного приступа. Зельда погибла во время пожара в одной из психиатрических клиник, на восемь лет пережив мужа.

За те полстолетия, что прошли с момента появления его лучших книг, определилась непреходящая значимость «Великого Гэтсби» и «Последнего магната», классикой  стала «Ночь нежна». Но всё-таки Фицджеральду не было суждено стать крупнейшим американским прозаиком ХХ века. А он этого и не добивался. Ему, на самом себе испытавшему всю жестокость противоестественного союза искусства и коммерции, отвратительна была даже мысль о конкуренции в борьбе за признание литературных авторитетов.

Но в себя он верил твёрдо. «Погибнуть так бесповоротно, так несправедливо, а я же кое-что сделал, и немало! – написал он своему редактору за полгода до смерти, в минуту отчаяния, для которого было более чем достаточно причин. – Даже и сейчас не так уж часто встретишь в американской прозе вещи, на которых вовсе нет моего отблеска, — пусть совсем немножко, но я ведь был своеобразен». А в конце этого грустного письма уже светится надежда: «Мою новую книгу будут покупать, и больше я не наделаю ошибок, как в «Ночи»».

В этих резких стыках настроений, в приступах безверия, тут же сменяющихся приливами жизнелюбия и мужеством непобеждённого, — весь Фицджеральд. Знающий состояния крайней подавленности, но не сгибающийся под ударами судьбы.

Современникам он казался натурой противоречивой, человеком неглубоким, беззаботным и безответственным по отношению к самому себе. Писателя часто отождествляли с его персонажами. Фицджеральд и впрямь выступил как провозвестник умонастроения той молодёжи начала 20-х годов ХХ века, которую с лёгкой руки Гертруды Стайн окрестят «потерянным поколением». Уже в первом романе Фицджеральда «По эту сторону рая»(1920) устами героя эта молодёжь объявила, что для неё «все боги умерли, все войны отгремели, всякая вера подорвана» и что она ещё больше, чем предшественники, заражена «страхом перед бедностью и поклонением успеху». Через много лет Фицджеральд прямо назовёт риторические декларации своего персонажа «притворством», но первые читатели книги, имевшей громадный успех, этого не почувствовали. Эмори Блейн был воспринят без капли иронии и, конечно, осознан как рупор идей самого писателя.

И в первом романе Фицджеральда, и в его «Отзвуках Века Джаза»(1922), и даже в «Великом Гэтсби»(1925), где за карнавальными масками совершенно отчётливо распознаются персонажи трагедии, слишком долго замечали лишь эту жажду и грустную поэзию, возникающую из чувства её неутолённости. Считалось само собой разумеющимся, что Фицджеральд превосходно передал специфическое мировосприятие своих сверстников с их обострённой памятью о недавней войне, с их ощущением стремительного и необратимого распада привычного мира, с их осознанием собственной неприкаянности в мире, где утратилась – как в то время думали, навсегда – человечность отношений между людьми. И не замечалось, что с «потерянным поколением» писателя связывали очень сложные отношения: причастность и отстранённость, доверие и отрицание.

Выразив свою эпоху, Фицджеральд для подавляющего числа читателей, включая людей, близко с ним знакомых, как будто слился с этой эпохой до полной неразличимости. Но Фицджеральд – и как личность, и как художник – непрерывно менялся, рос, преодолевал собственные заблуждения. А «легенда», возникшая, когда молодая Америка зачитывалась его первой книгой и он пожинал плоды своего «раннего успеха», держалась всё также цепко. В его жизни она сыграла роковую роль.

С подачи одного крупного критика, современника Фицджеральда, большинство других стали считать, что писатель органически неспособен создать нечто серьёзное и глубокое. Ему дано лишь запечатлевать действительность, но осмыслить явления жизни масштабно Фицджеральд не в состоянии. Хор хулителей, непоколебимо убеждённых, что перед ними лишь беллетрист, заглушил голоса немногих объективных и проницательных читателей Фицджеральда, которые сумели осознать его настоящее значение в литературе. Всё это нанесло серьёзную травму Мастеру, о чём он лучше всего рассказал в автобиографическом очерке «Крушение»(1936).

Фицджеральд мужественно боролся с бедами, которые сваливались на него одна за другой, но противостоять бизнесменам от  литературы, для которых был только подёнщиком, он не смог.

Интересные факты

Своё имя писатель получил в честь двоюродного прадеда, автора текста государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами» Фрэнсиса Скотта Ки (1779—1843).

Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов.

Фицджеральд говорил, что образцом для написания его романа «Великий Гэтсби» послужил роман Достоевского «Братья Карамазовы».

В 1950 году Эрнестом Хемингуэем написана автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой», многие страницы которой посвящены Фицджеральду.

Викторина:

Рекомендуем посмотреть:

Рекомендуем прочитать:

Ливергант, А. Я. Фицджеральд

В нём уживались страсть и глухое безразличие, доброта и жестокость, трудолюбие и праздность — и «оба» Фицджеральда легко узнаваемы в персонажах его романов и рассказов. Автор — переводчик, писатель и критик Александр Яковлевич Ливергант отразил в книге неразрывную связь биографии Фицджеральда с его литературными произведениями, рассказывающими о потерянном поколении, вступившем в жизнь после Первой мировой войны.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.