Три духовные обители Великого Петра

      Комментарии к записи Три духовные обители Великого Петра отключены

Эрудит-час

Петр Первый, 350-летний юбилей которого мы будем отмечать в следующем году, личность яркая, прогрессивная и выдающаяся, но назвать его поборником интересов церкви сложно. Тем не менее, были в жизни первого императора как минимум три духовные обители, строительству которых он активно способствовал. Вот о них мы сегодня и поговорим.

Троицкая церковь

Некогда главный храм Санкт-Петербурга, увы, не дожил до наших дней. По преданию, в мае 1703 года Пётр I сам выбрал место для будущей церкви и срубил на нём куст ракиты. На соборе позднее была установлена памятная доска: «построен государем императором Петром I 16-го мая 1703 года, в память взятия бывшей на Охте крепости новые Канцы или Шанцы».

Позже небольшую деревянную постройку расширили приделами и трапезной, над которой виднелась двухъярусная колокольня с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни. Каждые 15 минут они играли «Господи, помилуй».

Пётр I любил делать всё своими руками, поэтому он лично принимал участие в строительстве церкви. А позднее – посещал её два-три раза в неделю, читал Апостол и пел, стоя на клиросе. В 1714 году Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. Здесь в присутствии царя с семьёй и приближёнными совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий.

Троицкая церковь

Например, отмечалась Полтавская победа 1709 года и Ништадтский мир 1721 года, когда Россия получила выход к Балтийскому морю, была провозглашена империей, а Пётр I «по прошению сенаторов» принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского.

С крыльца церкви объявлялись новые императорские указы. Здесь же отпевали казнённого в 1718 году царевича Алексея и объявили царевича Петра наследником престола.

В 1727 году в собор из упразднённого храма Рождества Богородицы была передана главная святыня Петербурга – чудотворная икона Казанской Божией Матери.

С 1868 по 1877 год в храме хранилась древняя святыня – Греческая икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезённая в 1821 году в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия.

Имелись в соборе и другие реликвии. Особое место занимали вещи, сделанные Петром I: небольшой резного мрамора образ Благовещения; паникадило из слоновой кости; коробочка для ладана и бывшее с царём в Азовском походе стрелецкое знамя.

В январе 1732 года храм решили сделать каменным, потому что «оная церковь совершенно обветшала». Но проекты один за другим откладывались.

В апреле 1743 года поступил приказ разобрать деревянную постройку и восстановить «ровно такую, какова прежде была», а уже в марте 1750 года новопостроенный храм сгорел дотла. От упавшей свечи. Спасти удалось лишь иконостас из придела, петровские реликвии и часть утвари.

Спустя два года Троицкий собор решили восстановить на том же месте. Попытки воссоздать прежний облик не увенчались успехом. В итоге по внешнему виду, размерам и внутренней планировке он достаточно сильно отличался от старого. Но так или иначе Троицкий собор просуществовал до начала 20 века. В 1913 году он снова сгорел, и снова был отреставрирован. Но в 1933 году его закрыли окончательно, а позже снесли.

Часть икон поступила в Русский музей, имущество – во Владимирский собор. Освободившееся место занял разбитый после войны сквер. В память о снесённом Троице-Петровском соборе 8 мая 2002 года был заложен храм-часовня Троицы Живоначальной, который освятили 27 мая 2003-го. Здесь регулярно совершаются богослужения.

Храм-часовня Троицы Живоначальной

Петропавловский собор

Петропавловский собор, расположенный на территории Петропавловской крепости, является ценным памятником архитектуры, ярким образцом петровского барокко, старейшим православным храмом, одним из символов Санкт-Петербурга.

Пётр I понимал, что Петербургу нужна архитектура, способная выразить идеи времени, и он задумал сооружение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого в Москве.
Строительство деревянной церкви началось 10 июля 1703 года — в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 12 апреля 1704 года.
Церковь начали строить в день апостолов Петра и Павла, и имя ей дали в честь двух святых.
В 1712 году 10 июня заложили каменный Петропавловский собор. Его возводили так, чтобы действующий деревянный храм оказался внутри новой постройки. Строительством руководил швейцарский архитектор Доменико Трезини. По приказу Петра I возведение каменного храма началось с колокольни. В 1722 году государь с гордостью показывал свой «парадиз» «господам иностранным министрам», заставив их подняться на верхний ярус колокольни.
Строительство храма велось на продолжении 21 года. Весь собор был достроен только к 1733 году, уже после смерти императора Петра I. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос.

Петропавловский собор

Петропавловский собор по высоте на 40 с лишним метров превзошёл храм-колокольню Ивана Великого (82 м). С 1733 до 2012 года Петропавловский собор высотой 122,5 метра был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, а до 1952 года — самым высоким в России.
В период правления Петра I место погребения царских особ не было окончательно определено. Их хоронили в Благовещенской усыпальнице. В 1715 году в ещё недостроенном Петропавловском соборе похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины — Наталью.
После смерти Петра I в 1725 году, гроб с его телом поместили внутри строившегося собора — во временной часовне. А само погребение прошло лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно.
Исключения составили умерший в Москве и похороненный в Архангельском соборе Пётр II и убитый в Шлиссельбурге в 1764 году Иван VI, кстати, место его захоронения до сих пор не известно.
К концу XIX века в Петропавловском соборе насчитывалось 46 захоронений.

Погребение Петра Великого в Петропавловском соборе

Ангел на шпиле Петропавловского собора появился в 1720-х годах по предложению архитектора Доменико Трезини. Возведение золочёного шпиля, который заканчивался крестом и парящим над ним ангелом, завершилось в 1724 году. Трезини предложил поставить ангела хранителя города, который служил бы одновременно и флюгером. Первоначальный ангел отличается от того, который мы видим сейчас. Нынешний облик фигура ангела приобрела в XIX веке.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

В 1777 году шпиль собора повредила буря, его восстановил архитектор П.Ю. Патон. Новую фигуру ангела с крестом выполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди. В 1829 году из-за сильного ветра ангел сильно накренился и чуть было не упал. Русский мастер Пётр Телушкин полтора месяца занимался его ремонтом, взбираясь на шпиль с помощью веревок.
30 января 2003 года в позолоченную сферу на вершине 40‑метрового шпиля была заложена капсула с посланием к потомкам и икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Александро-Невская лавра

В первые годы существования Санкт-Петербург напоминал осажденную крепость. Россия не прекращала бороться со Швецией за устье Невы. Но когда в 1710 году, после взятия Выборга, была решена задача обеспечения безопасности ближайших подступов к столице, Петр I высказал идею строительства здесь монашеской обители. Было указано место на правом берегу Черной речки, где «быть монастырю». Название ему было определено следующее – «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского». На историческое значение выбранного места указывают предания, говорящие, что здесь произошло известное столкновение новгородцев под предводительством Александра Невского со шведскими воинами ярла Биргера.

Битва Невского с Биргером

Официально датой начала строительства принято считать 25 марта 1713 года, когда Петр I присутствовал на освящение церкви Благовещения. В монастыре еще не было ни одного живого человека, но архимандрит Феодосий уже стал его настоятелем. По мере строительства у монастырских стен постепенно появилась слобода, где жили работники и крестьяне.

Важным событием для монастыря стал визит в 1723 году Петра I, повелевшего доставить из владимирского Рождественского монастыря мощи Александра Невского. Был составлен целый маршрут с посещением городов и святых мест, где проводили торжественные богослужения.

Александро-Невская лавра в 19 веке

Через год раку со святыми мощами, которую с грохотом пушек и звоном колоколов встречал император Пётр I, торжественно поместили в церковь святого Александра Невского.

План архитектурного комплекса монастыря, который создавался во многом похожим на крепость, разработал Доменико Трезини. Такое оборонительное сооружение, занимающее пространство между Невой и Черной речкой (сегодня река Монастырка), превращалось в важный оборонительный пункт на юго-востоке Санкт-Петербурга.

Основные работы велись в период царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II. Очень долго строился Троицкий собор. Работы над ним шли с большими перерывами. В конечном итоге из-за серьезных недочетов здание разобрали до самого фундамента. Строительство собора возобновилось только в последней трети XVIII века. В целом его завершили в 1786 году. После освящения собора сюда были перенесены мощи Александра Невского.

Пётр I задумывал создать Александро-Невский монастырь как образец. Императора, прежде всего, интересовал прагматичный аспект служения монашества миру. Петру I хотелось, чтобы монастырь занимался благотворительностью, учебной и медицинской деятельностью.

Десятки лет в монастыре существовала сначала школа, а потом славяно-греко-латинская семинария, преобразованная в конце XVIII века в Александро-Невскую академию.

Благодаря своей многогранной духовной деятельности монастырь в 1797 году указом Павла I приобрел статус лавры. Все последующие десятилетия в лавре продолжалась глубокая и разносторонняя духовная жизнь. В начале XX века здесь существовал даже музей – Древлехранилище лавры, а с началом Первой мировой войны заработал лазарет.

В советский период Александро-Невская лавра с большим трудом смогла продолжать свою деятельность лишь до 1933 года. Она лишилась многих ценностей. В 1922 году вскрытая серебряная рака Александра Невского была передана в Эрмитаж, а мощи святого князя – в Музей религии и атеизма. В разоренной лавре разместили около 20 различных учреждений: от аэроклуба и овощехранилища до спортивного общества и рабочего общежития.

Богослужение в Троицком соборе возобновились в 1957 году, а возвращения мощей Александра Невского пришлось ждать до 1989 года.

Александро-Невская лавра

Монашеская обитель лавры начала возрождаться в середине 1990-х годов. Сегодня вместе с возрождением монастыря и литургической жизни в лавре идёт возрождение традиционных ремёсел. Здесь работают: иконописная мастерская, краснодеревщики, ювелирная мастерская, мастерская христианской оловянной миниатюры. 

Игра

Перед вами мемори-игра «Петр I в цифрах». За карточками спрятаны 6 пар цифр. Задача в том, чтобы найти эти пары и последовательно открыть две одинаковые цифры. Каждая пара цифр будет нести вам небольшую информацию о первом российском императоре.

Петербург: вчера, сегодня, завтра

Мы привыкли к великолепию и мощи нынешнего Санкт-Петербурга. Нам кажется, что он был таким всегда. Трудно себе представить, что во времена его основателя Петра I этот город был далек от современного облика Северной столицы. И, конечно, всем, кто хочет услышать подробный и увлекательный рассказ о сотворении города на Неве, в первую очередь необходимо прочитать книгу Петра Столпянского «Как возник, основался и рос Санкт-Питер-Бурх». Эта книга впервые была издана в 1918 году и с тех пор считается самым полным и интересным исследованием о Петербурге. Известный краевед Петр Столпянский в своем уникальном стиле открывает читателю смысл существования города, совместившего функции столицы и «окна в Европу», которое и предопределило его развитие. Вы узнаете о культуре, литературе, искусстве и повседневной жизни петербургского общества. Познакомитесь с любопытными сведениями о петербуржцах, принадлежавших к различным социальным слоям. Книги Столпянского погружают в историческую культурную среду, дают эффект реконструкции историко-культурной ситуации и вызывают острое чувство сопричастности ей.

Но если Столпянский жил и писал в начале 20 века, то историк Евгений Викторович Анисимов занимается изучением личности первого русского императора с середины 80-х годов. Его книга «Петербург времен Петра Великого» в подробностях раскрывает перед читателями период зарождения и становления будущей столицы. Случай уникальный — Санкт-Петербург строится на территории, формально входящей в другое государство — Швецию. Автор проливает свет на темные моменты истории, показывая, насколько трудно было прорубить «окно в Европу», рассказывает о людях, благодаря таланту которых был воздвигнут и сумел выжить молодой град, вопреки грозному соседству и капризам природы. Путешествуя вместе с автором по Петербургу, читатели узнают, какими были первые дома и набережные, познакомятся с жителями и строителями Петербурга, их непростыми судьбами и бытом. В книге приведено множество исторических фактов, разных мнений, архитектурных подробностей.

Увы, далеко не всё из построенного в 18-19 веках сохранилось до наших дней. И в этой связи интересна книга Андрея Гусарова «Утраченные храмы Петербурга».

Архитектурные и художественные особенности не существующих уже часовен, церквей и соборов можно увидеть на старинных гравюрах, картинах, фотографиях, помещенных на страницах книги. Повествование, построенное в хронологическом порядке, знакомит с историей строительства, архитектурой и внутренним убранством храмов. В истории некоторых церквей включен рассказ об известных людях — служителях и прихожанах, связанных с церковной жизнью. Наряду с православными храмами, автор рассказывает о храмах других христианских конфессий.

Санкт-Петербург – особый, удивительный по своей природной и рукотворной красоте город, инициатор большинства новаций в стране в императорский период, а также крупный духовно-нравственный центр. Святой оптинский старец Нектарий (Тихонов) в начале ХХ в. назвал Петербург «самым святым городом во всей России».

В книге Веры Глушковой «Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга» дается представление о Санкт-Петербурге как о важном религиозном центре, рассказывается о четырех действующих православных монастырях, основных православных храмах, их истории, создателях, святынях, реликвиях, иконах, в том числе почитаемых чудотворными, особо чтимыми, мироточивыми. На страницах путеводителя читатель найдет сведения более чем о 90 исторических личностях, способствовавших созданию храмов, в числе которых более 40 православных святых, во имя которых они были возведены.

Но не верой единой жив Санкт-Петербург. Этот город полон легенд и буквально дышит историей. А кто может знать Петербург лучше, чем истинный петербуржец и один из самых знаменитых интеллектуалов России?

Александр Друзь – легендарный знаток, бриллиантовая звезда клуба «Что? Где? Когда?» родился в культурной столице и с детства любил много гулять по городу: сперва с родителями, затем с будущей женой и, наконец, с детьми. Узнавая с каждым годом все новые факты о достопримечательностях города на Неве и неприметных на первый взгляд закоулках, он решил собрать свои любимые маршруты и поделиться ими с вами. На страницах его книги «Петербург. Пешком по городу» вы найдете подробные описания маршрутов и историю памятных мест города. Вы узнаете много любопытных подробностей, например: по какому принципу выбирал себе дом Федор Михайлович Достоевский, где жил прославленный Гоголем портной Роуч, сшивший сюртук, в котором был Пушкин на последней дуэли. Автор расскажет о курьезах, в которых рождались легенды Петербурга, и проведет по секретным местам, которые вы могли не заметить.

Ну а если вам кажется, что вы знаете Петербург вдоль и поперек, и вы уже не можете слушать о памятниках, великих деятелях, истории и культуре этого города — попробуйте воспользоваться уникальным, совершенно неформальным путеводителем по живому, непарадному, нескучному Петербургу. Книга Марины Ждановой «Неформальный Петербург» открывает город с новой, необычной стороны. Здесь то, чего нет в путеводителях, о чем не рассказывают на экскурсиях. Это дружеская прогулка с человеком, который знает и любит свой город. И даже про Купчино может рассказать так, что там хочется навеки поселиться.

Мероприятие подготовила: Агаркова А.К.