Гжель

      Комментарии к записи Гжель отключены

Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид бело-голубой росписи по керамике.
Во времена Ивана Калиты в XIV веке Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. В ней испокон веков занимались гончарным искусством, а оно как известно требует обжига. Поэтому, по одной из версий, слово «гжель» произошло от глагола «жечь». Со временем «гжельский куст», объединил около тридцати населенных пунктов. В Российской империи их включили в Гжельскую волость.

В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века мода на голландские сине-белые изразцы и китайский фарфор вдохновили русских мастеров на двухцветный рисунок, для создания которого используется лишь одна краска — черный кобальт. Она разводится водой, как акварель. Основная техника росписи — подглазурная. Кобальтовую краску вручную наносят на белоснежное изделие, при этом рисунок кажется серо-черным. Расписанный предмет окунают в белую глазурь, затем обжигают при 1400 градусах. После обжига глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет. Русский живописец Борис Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». Их кстати принято называть «агашками», уж слишком много было гжельских мастериц с именем Агафья.

В XIX веке в деревнях «гжельского куста» возникли многочисленные фарфоровые предприятия. Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись.
Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия Бессарабова.
Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и многое другое.

Что почитать:

  • Гамелкин С. В., Капитин М. Г. Гжель и гжельцы: На родине русского фарфора. — Москва, 1969
  • Григорьева Н.С., Дулькина Т.И. Керамика гжели XVIII — XIX вв. Ленинград, 1988
  • Коржавина И.Л. О промысле Гжели. Москва, 1991
  • Логинов В.М. Новь древней Гжели. Москва, 1986