Вся семья — писатели

      Комментарии к записи Вся семья — писатели отключены

Эрудит-час ко Дню писателя

Писатель — профессия, которой учатся и овладевают всю жизнь. Кто-то с раннего детства мечтает излагать свои мысли на бумаге, некоторые становятся мастерами пера в зрелости и старости. Никаких определённых правил не существует. Писатели — люди, которые хотят и умеют говорить с миром с помощью ручки или печатной машинки. Профессионалы своего дела имеют собственный день, в который получают поздравления — это 3 марта. 3 марта  — Всемирный день писателя.

Сегодня во многих странах праздник посвящён исключительно мастерам художественного слова — к 3 марта приурочены церемонии вручения различных книжных премий, фестивали, выставки и другие литературные мероприятия. Оригинальная идея Всемирного дня писателя, однако, заключается отнюдь не в чествовании прозаиков и поэтов, а в защите свободы слова.

Впервые праздник был анонсирован ещё в середине 80-х годов прошлого века международным ПЕН-клубом (название организации — аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов Poets — поэты, Essayists — очеркисты, Novelists — романисты) и призван стать днём защиты пишущих людей от цензуры и давления со стороны власти. К слову, клуб не только существует по сей день, но и продолжает отстаивать собственные свободные принципы.

В любой профессии существуют династии. Писательские династии тоже нередки. Давайте познакомимся со знаменитыми литературными фамилиями, представители которых прославились своими литературными творениями.

Братья, сёстры

Бунины: Иван и Юлий

Иван и Юлий Бунины

Юлий Бунин был на 13 лет старше брата Ивана. Он стал известен как редактор журналов «Начало» и «Вестник воспитания», автор публицистических очерков в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы», «Русские ведомости». В своих работах он развивал идеи социализма и народничества, критикуя власть и монархический строй.

В Москве Юлий распространял запрещённую литературу, призывал крестьян к восстанию, участвовал в студенческих беспорядках, за что был выслан из города в родовое имение Озёрки. Его поразила необразованность Ивана, и он занялся воспитанием брата. Вера Муромцева-Бунина, жена Бунина-младшего, вспоминала: «Юлий Алексеевич рассказывал мне: «Я застал Ваню ещё совсем неразвитым мальчиком, но я сразу увидел его одарённость. <…> Не прошло и года, как он так умственно вырос, что я уже мог с ним, почти как с равным, вести беседы на многие темы».

Благодаря занятиям с братом Иван приобрёл широчайший кругозор. Сам Юлий говорил: «Ваня самостоятельно оценивал ту или другую статью, то или иное произведение литературы. Я старался не подавлять его авторитетом, заставляя его развивать мысль для доказательства правоты своих суждений и вкуса».

Юлий был первым из окружения Ивана, кто разглядел его поэтический дар. Он поощрял увлечение брата творчеством и убедил его отправить стихотворение «Деревенский нищий» в журнал «Родина». Так состоялась первая публикация Ивана Бунина.

Юлий ввёл будущего классика в литературный мир столицы. Братья вместе работали в журналах, где старший публиковал журналистские очерки, а младший — рассказы и стихи. До революции они оба состояли в литературном кружке «Среда», куда также входили Максим Горький, Александр Куприн, Викентий Вересаев, Леонид Андреев. До конца своей жизни Юлий оставался для брата соратником и авторитетом. Бунин-младший с горечью писал в своём дневнике о смерти Юлия: «Каждый день по сто раз мысль вроде такой: вот я написал три новых рассказа, но теперь Юлий уже никогда не узнает их — он, знавший всегда мою новую строчку, начиная с самых первых озёрских».

Сёстры Бронте

Эмили, Шарлотта и Энн Бронте

Судьбы трёх сестер Бронте — Шарлотты, Эмили и Энн — были так тесно переплетены и похожи, что сложно говорить о писательницах по отдельности. А кроме того, девушки были так дружны, что зачастую общение друг с другом предпочитали любым другим связям, включая любовные. Каждая из сестёр сумела оставить свой неповторимый след в истории британской литературы: романы «Грозовой перевал», «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» и «Джейн Эйр» наверняка можно отыскать почти в каждой домашней библиотеке.

С юных лет девочкам и их брату Бренуэллу не чуждо было литературное творчество. Пьесы, стихи, новеллы — всё это дети придумывали и аккуратно записывали, а в некоторых случаях даже создавали своими руками настоящие книги! К слову, одно из таких «домашних» изданий в ноябре 2019 года было продано на аукционе в Париже за 780 тысяч евро.

Отец семейства, бывший фермер, впоследствии ставший священником, всегда отличался замкнутостью и не питал к детям особенно тёплых чувств, а после смерти жены в 1821 году и вовсе отдалился от них. Он то и дело запирался в своём кабинете, где читал или трудился над проповедями, а Шарлотта, Эмили, Энн и Бренуэлл были предоставлены самим себе.

Неудивительно, что спасение от одиночества дети видели в собственных фантазиях. Бронте создавали в своём воображении невероятные страны. Одна из них называлась Ангрией. О жизни в вымышленном государстве девочки и Бренуэлл написали десятки сказок и стихотворений, составили собственный свод законов и правил, а также поставили в домашнем театре несколько пьес.

Бренуэлл Бронте так и не смог реализоваться в творчестве, и для исследователей произведений Бронте он навсегда остался неудачником, тенью талантливых сестёр.

Как известно, наибольшую популярность у читателей обрела Шарлотта, однако первыми свои произведения опубликовали Энн и Эмили. Втроём девушки разослали свои романы издателям. Рукопись Шарлотты была отклонена шесть раз, а вот младшим сёстрам повезло больше — их тексты были приняты. По случайности, «Джейн Эйр», гораздо позже принятая к публикации, появилась на книжных прилавках раньше «Грозового перевала» и «Агнес Грей» — и сразу же стала настоящим хитом своего времени. Вышедшие несколько позже романы Энн и Эмили такой благосклонности читателей и критики не снискали.

Бренуэлл умер в возрасте тридцати одного года, так и не дождавшись славы и успеха. Эмили прожила немногим дольше брата — на его похоронах создательница «Грозового перевала» простудилась и через три месяца скончалась. Следом за ней последовала и Энн — её не стало в мае 1849 года, причиной смерти послужил всё тот же туберкулез. Шарлотта же дожила до тридцати восьми лет. Реальные причины её смерти не установлены.

Отцы и дети

Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын

Дюма-отец и Дюма-сын

Дюма-отец — сын наполеоновского генерала, мать которого была негритянкой. От отца Дюма унаследовал исключительную энергию, пылкий темперамент и атлетическое телосложение. Мать его была простой женщиной, дочерью содержателя гостиницы. Дюма полностью воспринял дух времени, культ геройства, мятежного индивидуализма, сильных страстей наперекор рассудку и ярко отразил идеалы тогдашней Франции в своем творчестве.

Известность к Дюма пришла после выхода пьесы «Генрих Третий», имевшей огромный успех на французской сцене. Она принесла автору баснословный гонорар, и Дюма стал вести шумный и веселый образ жизни. К сожалению, его легендарная расточительность, необузданность его фантазий, проявлявшаяся в жизни, как и в творчестве, довели его в конце жизни до разорения и нужды.

Еще одним, но нелитературным произведением Александра Дюма-отца явился Александр Дюма-сын. Мать его была простой работницей, ей он обязан практическим здравомыслием, сделавшим его проповедником общественной морали. Отец был привязан к сыну нежной любовью, превратившейся со временем в духовную близость и дружбу. Под влиянием окружения отца Дюма-сын вел светскую жизнь, которую потом описывал и обличал в своих пьесах. Он скоро запутался в долгах, тогда отец дал ему совет последовать его примеру — работать для расплаты по обязательствам.

В 1848 году появился прославивший Дюма-сына роман «Дама с камелиями», переделанный им самим во всемирно известную драму. «Даме с камелиями» пришлось выдержать упорную борьбу с цензурой, находившей пьесу «безнравственной». Она попала на сцену только в 1852 году.

После ошеломительного успеха Дюма-сын сосредоточился на писании психологических драм, некоторые из которых были отражением его личных переживаний. В этих произведениях, снабженных в печати обширными теоретическими предисловиями, Дюма проповедует систему общественной морали, в основу которой он кладёт оздоровление семьи. Блестящие и злые афоризмы Дюма-сына в его пьесах тоже немало содействовали его успеху, обнаруживая глубокое понимание жизни и людей.

27 ноября 1895 года скончался великий французский драматург и писатель Александр Дюма-сын. Закончилось более чем полувековое творчество великой династии Дюма, которое можно охарактеризовать как крайне плодотворное: за 73 года в совокупности знаменитые отец и сын написали около 300 томов!

Интересные факты о писателях

Иван Крылов: пожары

Иван Крылов увлекался забавами из разряда «не для слабонервных»:  любил созерцать бушующий огонь. По воспоминаниям современников, Крылов не пропускал ни одного городского пожара. Ни проливной дождь, ни глубокая ночь, ни плохое самочувствие — ничто не могло его остановить. Как только раздавался звук набата, писатель поспешно собирался и ехал к месту возгорания, прибывая туда иногда раньше пожарных.

Антон Чехов: прозвища

Антон Чехов с опаской относился к слишком серьёзным людям: «Если шуток не понимает — пиши пропало». Сам он постоянно над всеми подшучивал и всем придумывал смешные прозвища — в том числе и себе. Так появлялись многие его псевдонимы. Помимо всем известного «Антоша Чехонте» писатель подписывался как Шампанский, Шиллер Шекспирович Гёте, Врач без пациентов, Крапива и Человек без селезёнки. Известно более 50 псевдонимов Чехова. Они должны были не только забавлять и интриговать читателя, но и давать ему возможность угадать автора юмористического рассказа.

Доставалось и его близким. Ольга Книппер стала обладательницей целой коллекции забавных прозвищ. Помимо ласковых обращений «милюся» и «балбесик», в переписке с Книппер Чехов использовал и другие любезности: «бабуся милая», «дуся моя насекомая», «кашалотик мой милый» и «крокодил души моей».

Для своих персонажей писатель собирал имена и фамилии, которые казались ему интересными, и слегка переделывал. Например, фамилия Чимша-Гималайский (рассказ «Крыжовник») — это ассоциация с фамилией сахалинского знакомого Антона Чехова — Римши-Пилсудского. Писатель возил его визитную карточку с собой и часто смеялся, приговаривая, что такой фамилии и в пьяном виде не выдумаешь.

Тематический пазл:

Рекомендуем прочитать:

Галь Нора «Слово живое и мёртвое»

Книга научит, как в произведении подобрать нужные фразы, обойти штампы с тавтологиями, интуитивно чувствовать речь и создавать интересные диалоги. Нора Галь писала так, что ею восхищались и продолжают миллионы писателей, с редакторами, переводчиками её текстов.

В книге Нора приводит конкретные примеры и анализирует шаблонные ошибки, свойственные как новичкам, так и давно пишущим авторам. Писательница призывает сохранять родной язык в чистоте, не использовать заимствованные словосочетания и даже отдельные слова.

Кинг Стивен «Как писать книги»

Это — пожалуй, самая необычная из книг Стивена Кинга. Книга, в которой автобиографические, мемуарные мотивы соседствуют не только с размышлениями о писательском искусстве вообще, но и самыми настоящими «профессиональными советами тем, кто хочет писать, как Стивен Кинг».
Как формируется писатель? Каковы главные «секреты» его нелёгкого «ремесла»? Что вообще необходимо знать и уметь человеку, чтобы его творения возглавляли международные списки бестселлеров?
Вот лишь немногие из вопросов, на которые вы найдёте ответы в этой книге.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.