Павловопосадские платки

      Комментарии к записи Павловопосадские платки отключены

Истоки павловопосадского платка берут свое начало в середине ХIХ века. Город Павловский Посад, ранее именованный Богородским уездом, издавна считался на Руси своего рода центром талантливых и искусных текстильных мастеров. В ХVII столетии богородские шали уже имели широкую известность, благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей. Позже производство стремительно набирало обороты и уже посадские платки изготавливались из различных тканей, а рисунок приобрел более характерные национальные черты и узнаваемый русский характер.
А начало промысел берет в 60-х гг. ХIХ века. Именно в то время в селе Павлово Московской губернии из десятков похожих предприятий выдвинулось вперед предприятие Якова Лабзина и Василия Грязнова. Первые платки были ткаными и долгое время баснословно дорогими. Их стоимость исчислялась тысячами рублей. Известно, что самой дорогой вещью в приданом Натальи Гончаровой был именно платок. Ориентируясь на растущий спрос, партнеры Лабзин и Грязнов наладили выпуск шерстяных платков с набивным рисунком. Такие изделия были дешевле, чем шали с ткаными узорами. Чтобы украсить ткань цветным рисунком, использовали резные дощечки. Ими отпечатывали симметричный цветочный узор, который располагался на квадратном поле по периметру, образуя в центре восьмиконечную звезду. Павловопосадские платки и шали имели успех, и предприятие со временем стало официальным поставщиком царского двора. Художники, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, сумели создать совершенно оригинальные рисунки со сложными декоративными мотивами и цветочными композициями.
Достижения Павловопосадской платочной мануфактуры неоднократно были отмечены на различных выставках. Эта фабрика знаменита еще и тем, что ей на государственном уровне дан статус народного промысла России.

Это интересно:

  • Классические павловопосадские платки известны своими розами и георгинами. Розы должны быть объемными и большими, словно рыхлый кочан капусты. Цветок должен жить, играть на платке. Это и есть фирменный стиль. Исторические основы платка были лишь трех цветов — черный, свекольный и неотбеленный лен. Все остальные тона (зеленый, голубой, розовый…) пришли уже из современности.
  • Последние 30 лет одним из самых популярных изделий остается «Русская красавица», созданная по рисункам художницы Ирины Дадоновой в 1985 году.
«Русская красавица»

Что почитать:

Баровский А. «Платочной радуги узор», 2013
Ковалева Н. «Платки и шали в России XVIII — XXI вв», 2018
Колева М. «Романс о павловопосадской шали», 2008
«Павловопосадские платки и шали в собрании Сергиево-Посадского ГИХМЗ»
Толстухина Н. «Павловопосадские шали», 2013