Стихи… как музыка души

      Комментарии к записи Стихи… как музыка души отключены

Час поэзии

«Поэт, как альбатрос, отважно, без усилья
пока он — в небесах, витает в бурной мгле,
но исполинские, невидимые крылья
в толпе ему ходить мешают по земле»
Шарль Бодлер

Впервые День поэзии появился  в 1938 году в американском штате Огайо. Его инициировала поэтесса Тесса Суизи Уэбб. Праздник проходил 15 октября – в день рождения древнеримского поэта Вергилия. В 1951 году его отмечали как Национальный день поэзии 38 американских штатов и Мексика.

Всемирный день поэзии официально учредила резолюция 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО от 15 ноября 1999 года. Впервые праздник прошел 21 марта 2000 года. В России его отметили в Москве в Театре на Таганке.

Стихотворение — это одна из форм литературного произведения. Как правило, оно отличается сравнительно небольшим объемом и наличием рифмы. В каждом стихотворении заключен особый смысл, передаваемый автором. Хорошее стихотворение — это произведение, в котором выдержан ритм. Его можно пропеть, потому стихи накладывают на музыку.

Для поэта стихотворение — это способ творческого самовыражения. Через стихи он доносит до читателя свои чувства, эмоции и душевные порывы. Для людей творческих стихотворение — это способ красиво и органично рассказать миру о том, что у них на душе.

Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. Но нестандартных форм стихов тоже великое множество. О некоторых из них мы вам сегодня расскажем.

Японские стихи хокку. Хокку должно состоять из трех строк. Это правило нарушать никак нельзя, так как три строки — это основа всего хокку. В каждой строке должно быть определенное количество слогов, а именно: 5 в первой, 7 во второй и снова 5 в третьей.

Сочла кукушка
Мгновения летних дней
И улетела.
(Морио Таскэ)

Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты. (В. Жуковский)

Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.

Фигурными стихотворениями или каллиграммами называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского — древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу  в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи  в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии — в XVII веке, когда стихотворная «алхимия» была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий.  В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем к фигурным стихам проявляют интерес символисты и авангардисты (Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и др.).

В целом, фигурные стихи — не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало.

Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново. Самым популярным таким стишком является всем известное: «У попа была собака», но есть и не менее смешные варианты:

Мне вчера приснился сон:
Я гуляю без кальсон.
Без обеда и хвоста
Я гуляю вдоль моста.
На мосту стоит кровать,
Я в нее улегся спать.
А потом я вижу сон:
Я гуляю без кальсон…

В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.

Анациклический стих — стихотворение, которое можно читать от начала к концу и от конца к началу, по словам, не меняя их порядка.

Жестоко — раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье —
Глубоко — глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает…
Мерцанье былого — виденье качает…
Молчанье, ночное раздумье, — жестоко!

(В. Брюсов)

Стансы — лирическое  стихотворение,  состоящее  из строф  (от 4 до 12 стихов в каждой),  композиционно  законченных  и обособленных  друг от друга.  Требование  композиционной  независимости  строф выражается  в  запрещении  смысловых переносов из одной  строфы в другую и в  обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.
Эти условия построения стансов  нашли свое отражение в самом термине,  происходящем  от итальянского слова «stanza», что означает «остановка», «покой». 

Стихотворение И.Ф. Анненского «Стансы ночи» в свое время стало заметным явлением в литературе. Многие исследователи считают, что его поэзия имеет общие черты с поэзией импрессионистов, в частности, с картинами Клода Моне.

Меж теней погасли солнца пятна
На песке в загрезившем саду.
Все в тебе так сладко-непонятно,
Но твое запомнил я: «приду».

Черный дым, но ты воздушней дыма,
Ты нежней пушинок у листа,
Я не знаю, кем, но ты любима
Я не знаю, чья ты, но мечта.

За тобой в пустынные покои
Не сойдут алмазные огни,
Для тебя душистые левкои
Здесь ковром раскинулись одни.

Эту ночь я помню в давней грезе,
Но не я томился и желал:
Сквозь фонарь, забытый на березе,
Талый воск и плакал и пылал.

Тавтограмма — игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы.

Ленивых лет легко ласканье,
Луга лиловые люблю,

Легенды ломкие ловлю.
Лучистый лён любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов.
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков.
(В. Смиренский)

И еще одна интересная форма – центон. Это стихотворение, составленное их известных читателю стихов одного или нескольких поэтов.

Слово центон происходит от латинского cento , что значит “лоскутное одеяло” . Эти стихи действительно как будто сшиты из разных лоскутков: первое — из строк пушкинского стихотворения «Арион» и поэмы «Медный Всадник»; второе — из строк Лермонтовской «Родины», стихотворения Жуковского «Вечер» и пушкинского «Пророка».

Но я её люблю — за что, не знаю сам,
Её степей холодное молчанье,
Где слит с прохладою растений фимиам
И дольней лозы прозябанье…

Советуем послушать:

Интересные факты о поэзии

  • В русском языке есть слова, которые не рифмуются: выхухоль, жаворонок, заморозки, набережная, пользователь, проволока, туловище.
  • В произведениях Пушкина встречается 22 тысячи разных слов, Лермонтова – 15 тысяч.
  • В русском языке лучше всего рифмуются глаголы с окончанием «ать». Для них есть 5,5 тысяч вариантов рифм.
  • Первой поэтессой считается аккадская принцесса Энхедуанна, которая жила в 23 веке до нашей эры.
  • Китайский император Цяньлун, который правил в XVIII веке, казнил авторов грустных стихов.
  • Ученые из Ливерпульского университета в Великобритании пришли к выводу, что чтение стихов активизирует работу мозга.
  • Поэзия, несомненно, всеми любима. Однако есть люди, которые болеют метрофобией – боязнью поэзии, а именно, страх неправильно понять смысл, заложенный в стихотворение.
  • В русском языке существует 5 стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Зато в арабском языке – 28 стихотворных размеров.
  • Как показывает общий анализ, самыми вдохновляемыми деревьями в России являются береза (84 стихотворений), сосна (51 стихотворений) и дуб (48 стихотворений). Про остальные писали чуть меньше: ива – 42 стихотворения, ель и рябина – по 40 стихотворений, тополь – 36 стихотворений, липа с кленом – по 30 стихотворений.
  • В России самое длинное название носит стихотворение Гавриила Романовича Державина «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».

Викторина:

Советуем почитать:

Антония Байетт «Обладать»

«Обладать» — один из лучших английских романов конца XX века и, несомненно, лучшее произведение Антонии Байетт. Впрочем, слово «роман» можно применить к этой удивительной прозе весьма условно. Что же такое перед нами? Детективный роман идей? Женский готический роман в современном исполнении? Рыцарский роман на новый лад? Все вместе — и нечто большее, глубоко современная вещь, вобравшая многие традиции и одновременно отмеченная печатью подлинного вдохновения и новаторства. В ней разными гранями переливается тайна английского духа и английского величия. Встреча двух поэтов, Рандольфа Генри Падуба и Кристабель Ла Мотт, послужит началом тайной переписки, которую спустя годы будут исследовать Рональд и Мод, собирая как пазл историю литературных изысканий и любви.

Елена Майорова «Стихи и слёзы и любовь»

Русские поэтессы начала XIX века Катерина Тимашева, Каролина Павлова, Анна Готовцева, Юлия Жадовская до сих пор остаются, неизвестными широкой публике. Слишком велики были влияние и популярность их знаменитых современников – Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Языкова, Лермонтова. И все-таки, их яркие таланты, особая органичность мысли и лирического чувства оставили свой след в истории русской литературы и до сих пор пленяют сердца любителей поэзии. Каждая из них прожила нелегкую, полную разочарований и лишений жизнь. Каждой из них были знакомы муки и радости любви…

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.