Дымковская игрушка

      Комментарии к записи Дымковская игрушка отключены

Дымковская игрушка – это уникальный вид народного прикладного искусства, которое упоминается еще в русских летописях XV в. Это древний глиняный промысел, с течением времени ставший традиционным, у него нет аналогов во всем мире. Дымковская игрушка внешне представляет собой миниатюрные глиняные фигурки в виде людей, домашних животных, птиц, раскрашенных яркими красками.

Как сказано в летописи, возникновение дымковской игрушки берет свое начало около 400 лет назад в слободе Дымково, что близ города Хлынова-Вятки, ныне город Киров. Отсюда и название «дымковская».

Появление игрушек связано с праздником Свистунья, который был посвящен языческому Богу солнца и плодородия. Празднования традиционно устраивались весной. Для продажи на ярмарках и гуляньях изготавливались глиняные яркие игрушки-свистульки, которые считались оберегами будущего урожая.

Красочные фигурки полюбились народу, их ассортимент постепенно расширялся. Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.

В начале XX века народный промысел стал утрачивать былую популярность. Ремесло перестало кормить, и лишь мастерица Анна Афанасьевна Мезрина в то время в Дымкове лепила и расписывала игрушки. В 1908 году её работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей. Благодаря двум этим подвижникам дымковская игрушка жива по сей день.

Наверное, самыми узнаваемыми дымковскими игрушками являются фигурки животных: индюки, бараны, олени, лошадки…

Но зачастую дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например, спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю — к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.

Применение определенной символики в орнаменте делает дымковскую фигурку не просто игрушкой-украшением, а наполняет ее особенным скрытым смыслом.

Особенности нанесения узора зависят не только от формы и размера игрушки, но также от фантазии и предпочтений мастерицы. Рисунок не продумывается заблаговременно, он возникает в процессе творчества. Именно это делает каждый сувенир уникальным и неповторимым.

Интересные факты о дымковской игрушке:

  • В городе Кирове в 2010 году был создан памятник дымковской игрушке — композиция получила название «Семья».
  • В 2011 г. в Кирове открылся музей – «Дымковская игрушка: история и современность»
  • В деревне Дудинцы установлен трехметровый арт-объект в виде дымковской «Барыни»
  • На церемонии открытия зимних Олимпийских игр в 2014 в Сочи году были использованы мотивы дымковских орнаментов.
  • Раньше, в СССР, на автоматах с газировкой была изображена дымковская барыня.

Дед Мазай и дымковская игрушка

К величайшему открытию пришла группа вятских независимых историков! Изучая историю возникновения дымковской игрушки, была обнаружена связь этого явления не только со знаменитым наводнением 1869 года, но и с творчеством Некрасова!

Мало кто знает, что сюжет поэмы Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы» основан на реальных событиях, произошедших в Вятской губернии. Поэт описал наводнение, случившееся в 1869 году в слободе Дымково.
С давних времен жители Дымково занимались мясным кролиководством, благо полей и лугов по правому берегу реки Вятки было предостаточно. Слава о дымковском кролике гремела на всю страну, их отличительной особенностью была способность к быстрому набору массы – за первые полгода жизни маленький крольчонок превращался в животное весом до 5 фунтов (около 2,3 кг). А в 1868 году на ярмарке в Нижнем Новгороде демонстрировался дымковский кролик Фердинанд весом 16 фунтов (7,3 кг)! Хозяин рекордиста Мазай Таранов имел в хозяйстве одно из самых больших поголовий этих животных. Размеренная жизнь дымковских кролиководов была нарушена стихийным бедствием, случившимся весной 1869 года. Процесс разрушения карстовых пород привел к понижению уровня правого берега Вятки на 12 сантиметров, что вызвало затопление Дымково (с тех пор слободу топит каждый год). Наводнение явилось полной неожиданностью для местных жителей. За какие то 2-3 часа погибло почти все поголовье кроликов, смытых волной в пучину многоводной Вятки. Единственным, кто пытался бороться со стихией и спасти ценных животных, был Мазай Таранов. Главным объектом поиска был Фердинанд. Усилия Мазая были вознаграждены – на вторые сутки поисково-спасательной операции он обнаружил своего любимца дрейфующим на ящике из под пива. Попутно Таранову удалось спасти с десяток крольчих.
Вода спала через неделю, а происшествие вызвало немалый резонанс в местной прессе. Молва о стихии докатилась и до столицы и в июльском номере «Санкт-Петербургских ведомостей» была опубликована заметка «Мясозаводчик Мазай Тарановъ спас зайцев», послужившая исходным материалом для стихотворения Некрасова. Таранов попытался было возобновить процесс выведения дымковских кроликов, но в результате пережитого стресса спасенные Мазаем крольчихи потеряли способность к размножению. В дальнейшем они были употреблены Тарановыми в пищу, а Фердинанд умер естественной смертью в 1871 году. Так исчезла чудо-порода дымковских кроликов.
Без любимого дела Мазай Таранов с горя запил, что и явилось толчком к осознанию им своего дара лепки и росписи глиняных игрушек. Поначалу он лепил только зайцев, а затем перешел к более сложным композициям «баба с коромыслом» и «баба с козлом». Своему новому увлечению Таранов обучил жену, детей, многочисленных родственников и знакомых – таких же угнетенных горем бывших кролиководов. Со временем все трудоспособное население слободы лепило глиняные игрушки, с которыми и стало вскоре ассоциироваться название «Дымково». И по сей день дымковская игрушка является одной из визитных карточек Вятки.
А вот про чудо-кроликов забыли. Правда, порой бывалые охотники рассказывают о гигантских зайцах, замеченных в районе Коминтерна. Хотя подстрелить пока ни одного не удалось.

Что почитать:

  • Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий, 2007
  • Менчикова Н.Н. Чудо глиняное, дымковское, 2015
  • Рогов А. П. Народные мастера: Биографические очерки: Анна Мезрина, Игнатий Мазин, Василий Ворносков, Иван Голиков (ЖЗЛ), 1982
  • Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые, 2010
  • Традиционная глиняная игрушка Русского Севера, 2009