Зияющие высоты русского отщепенца

      Комментарии к записи Зияющие высоты русского отщепенца отключены

Час юбиляра к 100-летию А.А. Зиновьева

Год назад Президент России подписал указ о праздновании в 2022 году 100-летия русского философа Александра Зиновьева. Чем он знаменит и почему удостоился отдельного президентского указа? Давайте разбираться.

Александр Александрович Зиновьев родился 29 октября 1922 года в Костромской области в многодетной крестьянской семье. По окончании школы он в 1939 году поступил в московский ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), из которого был исключен без права поступления в другие вузы страны за выступления против культа Сталина. Вскоре Зиновьев был арестован, бежал, скрывался от органов госбезопасности. От дальнейших неприятностей его спасла служба в армии, куда он ушел в 1940 году. А.А. Зиновьев участвовал в Великой Отечественной войне в качестве боевого летчика и закончил ее в 1945 году в Берлине. С 1946 по 1954 годы он студент, а затем аспирант философского факультета Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова. Став в 1955 году научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, он проработал в нем до 1976 года.

Академическая карьера А.А. Зиновьева складывалась удачно. Уже его кандидатская диссертация, посвященная логике «Капитала» К. Маркса (1954), получила широкий резонанс. В 1960 году А.А. Зиновьев защитил докторскую диссертацию, вскоре после этого он получил звание профессора и стал заведовать кафедрой логики в Московском университете.

В 1965 году Зиновьев встретил стенографистку Ольгу Сорокину, которая стала его третьей женой и верной соратницей до конца дней.

Александр и Ольга Зиновьевы

В рамках философии А.А. Зиновьев занимался самой трудной и строгой ее частью — логикой. Он применяет средства логики к анализу языка науки, разрабатывает собственную логическую теорию. Результаты его логических исследований были высоко оценены в профессиональной среде и получили международное признание. Из шести его монографий тех лет пять сразу были изданы на Западе — явление исключительное как в те годы, так и в наши дни.

В 1976 году Зиновьев неожиданно для всех выступил с книгой «Зияющие высоты», представлявшей собой выполненное в художественной форме критическое исследование некоторых сторон советского социального строя. Все понимали, что за жизнью и нравами вымышленного города Ибанска подразумевалось совсем невымышленное общество. Книга была опубликована на Западе и этот факт решающим образом предопределил ее восприятие. На нее стали смотреть сквозь призму эпохального противостояния коммунистической и антикоммунистической идеологий. А.А. Зиновьеву отвели роль антикоммуниста, со всеми вытекающими в те годы последствиями: он был исключен из партии, выгнан с работы, выслан из страны, лишен гражданства, всех научных степеней, званий, наград, в том числе военных. Вокруг него была создана атмосфера замалчивания. Все было организовано так, как будто вообще не существовало такого человека.

Однако Зиновьев вовсе не причислял себя к антикоммунистам. Именно об этом, по сути дела, и все «Зияющие высоты», где являющаяся предметом сатиры «передовая» интеллигенция Ибанска духовно вся устремлена на Запад и в среде которой поднимается тост за то, «чтобы Ибанск последовал этому примеру», в то время как противостоящий ей Болтун (одна из многих авторских ипостасей) говорит, что не мыслит себе жизни вне Ибанска.

С 1978 года начинается эмигрантская жизнь А.А. Зиновьева, которая продлилась 21 год. Все эти годы он жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом, не имея постоянного места работы. В 1980 году выходит его научный труд «Коммунизм как реальность». Одновременно с этим появляется огромное количество научных и публицистических статей, докладов, интервью, излагающих, уточняющих и развивающих его теоретические и социальные позиции. Особо следует отметить его научно-литературные произведения, замечательную серию социологических романов и повестей того периода: «Светлое будущее» (1978), «В преддверии рая» (1979); «Желтый дом» в 2-х томах (1980); «Гомо советикус» (1982); «Пара беллум» (1982); «Нашей юности полет» (1983); «Иди на Голгофу» (1985); «Живи» (1989). В них он продолжает то, что начал в «Зияющих высотах», — в свойственной ему художественно-сатирической манере исследует советский социальный и человеческий опыт.

А.А. Зиновьев своим творчеством создал новый жанр социологического романа, в котором научно-социологические результаты излагаются в художественной форме. Его социологические романы принадлежат одновременно и к области науки, и к области художественной литературы.

Зиновьев со своей книгой «Гомо советикус». /ИТАР-ТАСС/

После 1985 года начинается новый период в творчестве А.А. Зиновьева. На горбачевскую перестройку он откликнулся тем, что расширил исследовательскую тематику, обратившись к изучению современного Запада, и одновременно с этим изменил акценты и тональность в описании и оценке советского коммунизма. Свой талант социального сатирика он теперь направил в сторону Запада, а при анализе советского опыта в его трудах стало доминировать заинтересованное понимание.

Все началось с того, что А.А. Зиновьев с самого начала обозначил свое резко отрицательное отношение к перестройке, которую он тут же окрестил катастройкой. Следует обратить внимание: он сделал это тогда, когда и в Советском Союзе, и во всем мире перестройка воспринималась как эпоха гуманистического обновления социализма, когда многие ученые, писатели, философы, деятели культуры, журналисты, прочие известные люди через бесчисленные средства массовой информации в состоянии всеобщей эйфории приветствовали перестройку, когда миллионы людей пришли в состояние радостного возбуждения — ходили на митинги, спорили, строили планы, лихорадочно что-то делали. Чтобы пойти против такого потока, недостаточно одного мужества. Надо еще иметь знание истины. И, как показал опыт, к сожалению подтвердивший все печальные прогнозы Зиновьева, он имел такое знание.

Его позиция, если ее выразить предельно кратко, состояла в следующем. Кризис, в котором оказался к середине восьмидесятых годов Советский Союз, есть специфический кризис коммунистической системы, кризис управления. Он требует своих особых средств разрешения. Рыночная реформа и либерализация для этих целей не подходят, они являются сугубо западными методами и могут привести лишь к краху советского социального строя, а вместе с ним и к краху страны.

Чтобы обосновать эту свою позицию, он провел исследование эволюции социальной системы современного Запада. Его результаты опубликованы в изданных теперь уже в Москве работах «Запад» (1995) и «Глобальный человейник» (1997). В них Зиновьев ввел понятие «западнизм» и утверждал, что он несет в себе угрозу перерастания западнистского сверхобщества в самую тоталитарную власть в истории человечества. То, что принято называть глобализацией, в западнизме протекает в виде становления и укрепления сверхвласти, движения к однополярному миру.

А.А. Зиновьев указывал на скрытые угрозы и неадекватность методов перестройки, выявляя одновременно с этим огромный для истории России, по его мнению ничем не заменимый потенциал коммунистической системы. Об этом — его многочисленные работы этих лет. Однако, именно перестройка дала возможность философу вернуться на родину, в Россию. В июне 1999 года А.А. Зиновьев вернулся на постоянное жительство в Москву. Начался новый этап его жизни и творчества.

По возвращении он продолжал активную писательскую работу и публичную деятельность: редактировал издания своих книг, комментировал политические события, выступал на круглых столах, конференциях, давал интервью в различных изданиях. В 2000 году вышло 5 томов собрания его сочинений. В 2002 году к юбилею Зиновьева под эгидой философского факультета МГУ была издана антология «Феномен Зиновьева». Последним его романом стала «Русская трагедия» (2002).

Кстати, многие книги Зиновьева оформлены его собственными рисунками, выполненными в духе мрачной эстетики.

Александр Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. По словам М. Кантора, в последнем разговоре он обсуждал дегуманизацию европейской культуры, утверждая, что только возрождение гуманизма может спасти Россию. Согласно завещанию, философа кремировали, а пепел развеяли с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев. Сейчас на этом месте установлен валун.

Посмертно Зиновьеву было присвоено звание «Почётный гражданин Костромской области». В 2009 году памятник философу установили на территории Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.

Накануне 95-летия Зиновьева в его честь был назван новый вид бабочек — «Веерокрылка Зиновьева».

В 2016 г. вышла первая биография мыслителя в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей». Книга «Александр Зиновьев. Прометей отвергнутый» – серьезное академическое исследование известного историка литературы П.Е. Фокина. Подписывая экземпляр № 1 этой книги в дар президенту России В.В. Путину, вдова философа О.М. Зиновьева именно на это обратила внимание: «Передаю код к главному интеллектуальному оружию нашей Родины – творческому наследию Александра Зиновьева, фронтовика, мыслителя, гражданина».

Советуем почитать:

Зиновьев А.А. «Зияющие высоты»

Этот знаменитый «социологический» роман принес автору мировую известность. В нем едко и иронично обличаются пороки советского общества и рассказывается о многочисленных проблемах, с которыми ежедневно сталкивались люди в СССР.

Зиновьев А.А. «Исповедь отщепенца»

Книга Александра Зиновьева «Исповедь отщепенца» — это и рассказ о жизни, о многочисленных испытаниях, которые выпали на долю ее автора — известного писателя, философа и социолога, — и анализ социальных процессов, происшедших за восемьдесят с лишним лет.

Советуем посмотреть:

При подготовке мероприятия использованы материалы с сайта http://zinoviev.ru/
Мероприятие подготовила: Агаркова А.К.