Почему мы любим фэнтези?

      Комментарии к записи Почему мы любим фэнтези? отключены

Самая большая привлекательность жанра фэнтези в том, что он дает свободу от реальности и пищу для вашего воображения. Немногие другие жанры чтения могут предложить эти уникальные привилегии, потому что их повествования ограничены реальностью. Жанр фэнтези не имеет таких границ.

Для начала необходимо определить, что такое «жанр фэнтези». Всем детям родители читали и будут читать на ночь сказки про злых и добрых волшебников, про бабу Ягу и Кощея Бессмертного. И, конечно, в каждой сказке есть герой, побеждающий зло и коварство. Жанр фэнтези очень похож на сказку, но более реалистичную, в которую хотят верить не только дети, но и взрослые. В отличие от научной фантастики, фэнтези не пытается объяснить читателю, что за мир, в котором происходят захватывающие действия, с точки зрения науки. В этом нет необходимости. Жанр ценен тем, что это обычно увлекательная, приключенческая история с участием необычных для нашего мира персонажей.

Термин «фэнтези» пришел к нам из английского языка и не имеет аналога в русском. «Fantasy» (фантазия) – этим термином еще в XVII веке характеризовали экстравагантно-феерические произведения, в которых фантазия автора ничем не ограничивалась. Но использовать его применительно к книгам определенной тематики стали лишь в начале XX века.

Литература фэнтези – дитя XX века, точнее, его второй половины.
Основоположниками «литературы меча и колдовства» принято считать Роберта Говарда, создавшего образ Конана Варвара из Киммерии, и Джона Рональда Роуэла Толкиена, создателя «Властелина колец».

Расцвет фэнтези за рубежом начинается в 60–70-е годы XX века. У нас в стране фэнтези приобрело популярность только в 80-е годы, когда большим тиражом вышли книги Толкиена. Тогда эльфийскими рунами украшались стены домов в Санкт-Петербурге, а на радио появилась специальная передача для подростков «Хоббит-клуб».

К фэнтези можно причислить те произведения, в которых существуют какие-то потусторонние силы, не имеющие ничего общего с реальной вселенной. Но фэнтези это не только магические проблемы, магические академии и войны. У этого жанра очень много поджанров.

Тёмное фэнтези

Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy) — поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Традиционное Dark Fantasy строится по классическим фэнтезийным канонам, но, в отличие от классического, где основу сюжета составляет борьба Добра со Злом, в тёмном фэнтези Зло уже победило, и его проявления воспринимаются как дело обычное. Одним из родоначальников жанра считается Г. Лавкрафт.

Говард Лавкрафт «Хребты безумия»

Профессор Мискатоникского университета, геолог Уильям Дайер, пытаясь предостеречь ученых, отправляющихся в Антарктику, рассказывает о предыдущей экспедиции в царство льдов. Во время путешествия участники экспедиции обнаружили древние руины и страшные секреты, которые таят эти неизведанные земли. За чередой высоченных гор, в глубине острова было найдено четырнадцать доисторических форм жизни, прежде неизвестных науке….

Историческое фэнтези

Этот поджанр тесно связан с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа. Серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам Артурианского эпоса считаются наиболее известными образцами жанра.
Е. Харитонов считает родоначальником жанра российского писателя А.Ф. Вельтмана, хотя и отмечает, что после смерти писателя его творчество было практически забыто.
Из пишущих в этом жанре современных российских писателей можно вспомнить Юрия Никитина, Елену Хаецкую, Александра Мазина, цикл «Отблески Этерны» Веры Камши.

Линда Лафферти «Проклятие Батори»

Графиня Эржебет Батори, родственница самого Влада Дракулы, получила жуткую известность в веках как одна из самых жестоких убийц и истязательниц. Еще поговаривали, что она обрела секрет вечной молодости, принимая ванны, наполненные кровью девственниц. Ее признали виновной пред Богом и людьми и замуровали в крохотной комнате, где графиня умерла страшной смертью. Но ее колдовство, ее черные чары не исчезли вместе с ее черной душой. Никуда не делись и потомки графини, продолжившие носить титул графов Батори. Живя среди нас, они мечтают о возрождении былой мощи и власти. И прекрасно знают: древние тайны дают обильные всходы, если их сбрызнуть свежей невинной кровью…

Городское фэнтези

Мифология городов послужила основой создания отдельного направления фэнтези. Фэнтези, где действие разворачивается в современном городе и где город играет существенную роль в сюжете и атмосфере произведения. Примером городского фэнтези могут послужить произведения таких авторов, как А. Пехов, В. Панов, С. Лукьяненко.

Милена Завойчинская «Книгоходцы особого назначения»

Кира и ее напарник Карел – книгоходцы особого назначения. Точка. Подтверждено и подписано. И если раньше в этом еще можно было сомневаться, то теперь, после того, как Аннушка… извините, Аннатиниэль Кариборо, темная фея, преподаватель бестиологии и фэйриведения, соизволила стать личным наставником неугомонной парочки, поклялась сделать из них магов высшей пробы и принялась пугать до дрожи на семинарах и выматывать до потери пульса на практических, – выбора не осталось. Вот и учились как заведенные, трамбуя знания в головы с утроенной скоростью и удесятеренным усердием. А в редкие минуты отдыха? Ну… а кто не шалит? Пусть даже от этого вся школа вздрагивает в буквальном смысле, а ректор седеет. Зато весело и интересно. Очень. И это тоже «особое назначение» адептки ВШБ Киры Золотовой.

Героическое фэнтези

Стиль «меча и магии» считается самым старым и несколько менее «глубоким», нежели ряд других. Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства — среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В отличие от эпического поджанра, проблемы героя обычно локальны и касаются лично героя и его друзей, либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма повести и короткого рассказа.
Если не считать мифов о Геракле и книг о Тарзане, то первым представителем этого поджанра является сага Роберта Говарда о Конане из Киммерии.

В России жанр прижился на почве славянской культуры, породив особую разновидность — т. н. «славянское фэнтези», это Мария Семёнова, Юрий Никитин, Ольга Григорьева, Ольга Громыко.

Мария Семенова «Аратта»

Мир тысячелетия назад. Последние отступающие ледники, первые легендарные империи, мифические предки финнов и славян и чудом сохранившиеся реликты куда более древних эпох – все это мир великой Аратты и окружающих ее диких земель.

Пятнадцатилетний царевич Аюр отправляется на свою первую настоящую охоту, чтобы в единоборстве одолеть великого зверя. Его путь лежит в Ползучие горы, где все еще водятся мамонты и кровожадные саблезубцы. В желании испытать себя юноша даже не представляет, как далеко ему придется зайти на этом пути. То, с чем ему предстоит столкнуться, куда хуже любого дикого зверя…

Юная Кирья из лесного племени ингри, живущего на окраине обитаемого мира, случайно открывает в себе волшебный дар. Простая глиняная свистулька в ее руках обретает необыкновенную и порой опасную силу. Как распорядиться этой силой, особенно когда в лесные земли вторгаются чужаки и привычный мир начинает рушиться прямо у нее на глазах?..

Эта книга – первый опыт сотрудничества создательницы знаменитого сериала о Волкодаве и талантливой петербургской писательницы Анны Гуровой, автора книжных сериалов «Князь тишины», «Лунный воин», «Книга огня» и других популярных произведений фэнтезийного жанра.

Эпическое фэнтези

Произведения этого жанра выдержаны в масштабном духе. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с врагом, стоящем на стороне зла и обладающем сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение мира или, как минимум, значительной его части. Для поджанра характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является миссия главного героя и его друзей, который может продолжаться на протяжении многих томов. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто герои чётко делятся на положительных и отрицательных.
Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Толкина. Жанр получил наибольшую популярность среди всех разновидностей благодаря развитию в циклах «Земноморье» Урсулы Ле Гуин и «Хроники Амбера» Роджера Желязны. Крупнейшими представителями современного поджанра считаются также Роберт Джордан, Тэд Уильямс, а в России — Ник Перумов.

Вадим Панов «Не видя звезд»

Мартина – загадочная и невероятно красивая «планета миллиона озер», хранящая мрачную тайну гибели Тринадцатой Астрологической экспедиции. Именно её намерена разгадать Девятнадцатая Астрологическая экспедиция, в которой не мог не принять участия Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тур – знаменитый путешественник, умеющий находить выход из самых безнадёжных положений. И это умение ему крепко пригодится на Мартине – в ловушке созданной Пустотой, и в ловушке, подстроенной новыми, очень опасными врагами. Оторванный от Герметикона, Помпилио может рассчитывать только на себя и команду «Пытливого амуша», на людей, которых он подбирал годами, и которым полностью доверяет. И на знаменитую лингийскую дерзость, конечно, которая способна превратить поражение в блистательную победу.

Детективное фэнтези

В фантастические сюжеты детективного фэнтези здесь гармонично вплетены захватывающие расследования, а ведьмы и мифические существа принимают на себя роли детективов. Романы, написанные на стыке жанров, погрузят читателя в мир магии и преступлений. Яркими представителями детективного фэнтези являются Джонатан Страуд, Терри Пратчетт, Джим Батчер. Среди новинок библиотеки есть несколько книг белорусского автора Натальи Тимошенко, написанных в жанре детективного фэнтези.

Наталья Тимошенко «Правда или желание»

Если бы Яна Васильева знала, чем для нее обернется знакомство с популярным певцом, она бежала бы от него без оглядки. Но люди не могут предвидеть будущее, и теперь Яну преследует нечто сверхъестественное. Оно приходит по ночам, влезает через окно и тянет к ней свои черные страшные руки, оставляет на ее теле следы, видимые лишь через объектив фотоаппарата. Оно жаждет смерти Яны, в этом нет сомнения, ведь именно так погибла жена певца. Что может противопоставить первобытному злу обычная студентка-второкурсница? Ничего. Остается только попросить помощи у друзей и загадать желание, чтобы они успели ей помочь.

Романтическое фэнтези

Здесь балом правит любовь. Ради того, чтобы быть вместе, главные герои готовы на все, даже если сама судьба против их союза. Ангелы и смертные, королевы и попаданцы — все они нуждаются лишь в одном: во взаимном чувстве. 

Сабина Рейн «Он мой ангел»

Скарлетт Кингстон учится в старших классах, много читает и мечтает найти настоящих друзей. Но большинство одноклассников из Беверли-Хиллз сторонится ее, считая чудачкой. Ее жизнь круто меняется после знакомства с новыми учениками – Крисом и Скоттом. Неожиданно для всех красавчики обращают внимание именно на девушку-изгоя. Но может ли она доверять им? И кого выбрать? Крис такой добрый и светлый… Скотт же, напротив, темный, грубый и резкий. Они – инь и ян, свет и тьма, ангел и демон. Но ведь ангелов и демонов не существует. Правда?..

Читайте фэнтези, которое уведет вас в невероятные миры, полные смертельных опасностей, захватывающих приключений, отличного юмора и, конечно, любви.

Материал подготовила: Курчинская О.М.