Рождение русского театра

      Комментарии к записи Рождение русского театра отключены

Час эстетики

«У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое»
Карел Чапек

Экскурс в историю

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение. Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке, его звали вначале Ванька-Рататуй, рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы “Артаксерксово действо” (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Школьный театр

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Петровская эпоха

Петровская эпоха, вызвавшая плодотворное оживление во всех областях культурной жизни, характеризуется таким важнейшим событием в истории русской художественной культуры, как создание первого в России публичного общедоступного театра, устроенного по западноевропейскому образцу. Театр, по мысли Петра, должен был играть роль своеобразной трибуны передовых идей эпохи.

Комедиальная храмина – первый такой театр в России. Он был возведен в 1702 году прямо на Красной площади. Этот русский театр 18 века вмещал до четырёхсот зрителей. Он был превосходно оснащен технически. Сценические эффекты воспроизводились с применением специальных механизмов, сцена имела «завесы», кулисы, задники. Всё было разрисовано с учетом перспективы. Золота и серебра на бутафорию и сценические костюмы не жалели. Поскольку посещение театра было платным, посетители должны были заплатить 10, 6, 5 или 3 копейки, в соответствии с разрядом. Им выдавались ярлыки на толстой бумаге, которые были первыми входными билетами. Руководил театром приглашенный из Данцига Иоганн Кунст. Его жена Анна стала первой женщиной-актрисой на русской сцене.

Комедиальная храмина Петра I просуществовала всего 4 года, с 1702 до 1706 и была закрыта, поскольку не оправдала надежд императора. Но, несмотря на кратковременность своего существования, она сыграла важную роль в развитии русской театральной культуры.

Русский национальный театр Ф.Г. Волкова

Город Ярославль по праву считается родиной русского театра. В 1750 году Федор Григорьевич Волков создал здесь первый театр, где пьесы ставились на русском языке. Это был не домашний, не придворный театр для узкого круга лиц. В театр, основанный Федором Волковым мог пойти всякий желающий, уплативший 25 копеек за кресла в первом ряду, «гривну и пятак» за средние, «алтын и копейку» за последние.

Федор Волков

У Федора Волкова были к тому моменту и опыт, и знания в театральном деле, которые он получил за годы учения в Москве и в Петербурге. Вернувшись после учебы в Ярославль, Волков начал обучать братьев и знакомых драматическому искусству. Позднее они и составили труппу первого русского театра. Среди ярославских актеров историческую известность приобрел Иван Афанасьевич Нарыков, переименованный потом в Дмитриевского. В волковскую труппу вошли также цирюльник Шумский, регистратор Иконников, Чулков, два брата Василий и Михаил Поповы.
В амбаре, принадлежащем его отчиму, Федор Волков устроил театр. В день именин старца-отчима, 20 июня 1750 года, в присутствии гостей, в числе которых был и ярославский воевода Мусин-Пушкин с местным помещиком Майковым, по окончании обеда Волков пригласил все общество в амбар взглянуть на невиданное в Ярославле зрелище. Вошедшие поражены были увиденным: поставлена была для этого дня драма «Эсфирь», переведенная Волковым с немецкого. Присутствовавшим главным образом и более всего понравились поднимающиеся и опускающиеся облака, «как настоящие» , а мать Волкова «расплакалась от радости, что Бог дал ей такое разумное детище».
Так в Ярославле, в кожевенном амбаре купца Полушкина, родился русский театр. Позднее Мусин-Пушкин и Майков собрали между ярославцами, пожертвовав и сами, сумму для постройки театра, где труппа Федора Волкова ставила пьесы для ярославцев. Слава о ярославском театре дошла до Петербурга. Любившая всякие увеселения императрица Елизавета Петровна повелела немедленно «привезти труппу, на почтовых, ко двору . В Царском Селе вскоре были сыграны «Грешница», «Хорев», «Гамлет».
Императрица сама принимала участие в постановках пьес. Наиболее талантливые «актиоры» получили высочайшее повеление остаться в Петербурге; прочих же, наградив, отпустили в Ярославль, где и «продолжали они увеселять публику».

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

Викторина:

В гримерке с читателем

2019 год был объявлен в России Годом театра. В связи с этим библиотека имени Н.А. Некрасова порадовала своих читателей необычной фотозоной в виде театральной гримерки. Там было всё, что нужно для полного погружения: парики, шляпы, маски… В течение года любой желающий мог присесть за гримерный столик, заглянуть в зеркало, на несколько минут ощутить себя артистом или героем какого-либо произведения, и, конечно же, запечатлеть этот образ с помощью фото.

Давайте вспомним как это было…

Советуем почитать:

Валентин Пикуль «Есиповский театр»

«На этот раз я приглашаю своего читателя в… театр. Только не в московский или петербургский, которые подробно описаны в наших солидных монографиях, – нет, я заманиваю вас в глухомань старой русской провинции, где в конце XVIII столетия насчитывалось около двухсот частных театров с крепостными Анютками и Тимохами, которые по вечерам, подоив коров или наколов дровишек, дружно входили в благородные роли Эвридик и Дидон, Эдипов и Фемистоклов…»

Сомерсет Моэм «Театр»

Один из лучших романов классика английской литературы. Написанный в 1937 году роман о театре, изящный и саркастичный – это история прекрасной Джулии Ламберт, талантливой актрисы и слабой женщины, чья жизнь имеет смысл и ценность только на подмостках театра – это её детище, её будни, её уик-энды, её психотерапия и её возможность заняться самолюбованием. Несмотря на свой возраст – не за горами пятидесятилетие – Джулия уверена в себе и сексуальна, а потому, не смущаясь, заводит роман с молоденьким пареньком и попадает в водоворот страстей, ревности и театральных интриг.

Обзор других книг о театре и его актерах

Тест

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.