Женщины-казачки

      Комментарии к записи Женщины-казачки отключены
Художник Александр Щебуняев

Час краеведения ко Дню памяти войсковой казачьей славы

Особенной красотой и силой характера испокон веков до наших дней славятся казачки.

В «Статистическом описании Области Войска Донского, изданном в 1884 году, писалось: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины — неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и все делать успевающей». Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью». Казачки всегда были необычными женщинами, а их неповторимая красота воспевалась поэтами и художниками.

Вот как писал о них, например, знаменитый русский историк Василий Сухоруков: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь».

У вольных донских казаков еще в дореволюционные времена даже праздник был особый – День донской казачки. Отмечался он 21 ноября, и уже в ХІХ — начале XX века в этот день стали проводиться балы, главный из которых – донской бал – проходил в собрании Армии и Флота с приглашением казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, а также чиновников, студентов, ученых.

Казак В.А. Дронов в своей книге «Казачий Присуд» писал, что «Женщины были особым кланом, со своими обычаями. Казачка могла получить медаль «За усердие» за домовитость, благопристойное поведение и если снаряжала на службу не менее трёх сынов. Такие женщины пользовались почётом и уважением, сам Атаман склонял пред ними голову».

Художник Александр Щебуняев

Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или рубить шашкой. Были среди них настоящие героини, о которых с уважением говорили на Дону. История помнит оборону Азова в 1641 году, в то время новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 тысяч янычар, спагов и наемных иноземцев силистрийского паши Гуссейя Делия и крымского хана Бегадыря Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также восемьсот казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.

Легендарной воином-казачкой стала Прасковья Куркина из станицы Нагавской, которая служила в полку Балабина во время польской войны.

Прасковья Куркина

Первой женщиной, дослужившейся до офицерского звания в российской армии, многие исследователи называют Прасковью Куркину – донскую казачку из станицы Нагавской. Ее воинская карьера началась, как ни странно, с досадного проступка. В 1792 г. в станице случился пожар, в котором местные жители обвинили молодую вдову. Опасаясь сурового наказания, красавица сбежала из родного дома. А чтобы ее никто не узнал, женщина переоделась в мужское платье. Она также взяла с собой оружие покойного супруга, села на боевого коня и направилась на Русско-польскую войну.

Как ни странно, красавице удалось вступить в донской казачий полк С.Ф. Балабина, выдав себя за мужчину. Вероятно, уставшие от многочисленных сражений казаки поначалу не обратили внимания на нового боевого товарища, да и пополнение полку требовалось срочно, вот никто и не стал приглядываться. А затем, когда обман вскрылся, полковник С.Ф. Балабин решил не поднимать лишнего шума, а просто назначил «казака» Куркину своим ординарцем. Вероятно, чтобы присматривать за женщиной, оказавшейся на войне.

Впрочем, Прасковье Куркиной ничья защита и не была нужна. Она сама рвалась в бой, не желая отсиживаться за спинами товарищей. Храбрость и воинская сноровка позволили ей дослужиться до звания сотника. То есть, бравые казаки не гнушались подчиняться приказам женщины.

В родную станицу Прасковья вернулась в 1794 г. с тремя боевыми наградами: двумя орденами Георгия Победоносца и орденом Святой Анны 4-й степени. Жители Нагавской встречали ее как героиню.

Алёна Арзамасская

Настоящей атаманшей была Алена Арзамасская – сподвижница донского казака Степана Разина. Эта женщина в свое время постриглась в монахини, но покинула монастырь и возглавила крупный отряд, создавший немало проблем царским войскам.

По разным оценкам, численность повстанцев, находившихся в подчинении у казачки, доходила до 2 тысяч человек. В 1670 г. отряд Алены принял участие в сражении с войском воеводы Леонтия Шайсукова. Восставшим удалось одержать победу, ими был захвачен город Темников. Отважная атаманша управляла большим воинским соединением и всем городом, оказавшимся у нее в подчинении.

Однако, царские войска, все же, сумели взять верх над повстанцами. Войско Алены Арзамасской было разбито. Вскоре и саму атаманшу захватили в плен и казнили, обвинив в измене царю, а также в ереси и колдовстве.

Мария Смирнова

Немало отважных женщин сражалось на фронтах Первой мировой. Среди них оказалась и Мария Смирнова – донская казачка, уроженка станицы Новочеркасской. В газете «Курская быль» от 15 апреля 1915 г. была опубликована заметка: «Казак Мария Смирнов». В ней содержался рассказ одной из сестер милосердия о встрече с женщиной-воином, на груди которой красовалось сразу три Георгиевских креста.

Отважная дончанка отправилась на фронт вместо больного супруга, оставив его присматривать за их единственным ребенком.

«Одела я мужнин костюм, обрезала волосы, наказала никому не говорить, да и поехала к начальнику. Ну, там видят: человек здоровый – даже не осматривали», – так сама Мария Смирнова объяснила фронтовой медсестре, как ее взяли в полк.

Потом, конечно, сослуживцы догадались, что их новый боевой товарищ – женщина, но никто не стал делать из этого сенсацию.

А 1 октября 1915 г. в газете «Приазовский край» вышла статья «Одна из героинь 2-й Отечественной войны». В ней были такие строки: «Казачка станицы Новочеркасской Мария Смирнова была прикомандирована к одному из донских полков, числилась под именем добровольца Сергея Смирнова. Контужена и ранена неопасно пулей в ногу навылет».

Военные подвиги и достижения этой женщины впечатляют. Она дослужилась до офицерского звания урядника, не раз участвовала в рискованных разведывательно-диверсионных операциях, спасала боевых товарищей. Так, 14 октября 1914 г. Мария взяла в плен легкораненого представителя австрийского командного состава, а 29 ноября вынесла на себе с поля боя одного из русских офицеров. Затем вместе с другими смельчаками казачка уничтожила два вражеских пулемета. Она прокралась в тыл противника, надев австрийский мундир.

Свой третий Георгиевский крест Мария получила за участие в смелой и неожиданной для врага атаке, в результате которой удалось взять в плен «офицера с важными планами».

Елизавета Краснушкина

Донская казачья культура – это целый пласт культуры России причем весьма самобытное. Донское казачество — это яркая и героическая страница в истории Российского государства. О нем писали выдающиеся литераторы и историки прошлого века. И вклад нашей знаменитой землячки, потомственной донской казачки художницы Елизаветы Краснушкиной неоспорим. Ее творчество  позволило ей прославить казачий род не только  по  всей  России,  но  и  далеко  за ее пределами.

Образование Елизавета Захарьевна получила в Императорской Петербургской академии художеств, куда поступила в 1876 году. Занималась гравюрами и офортами. Один из альбомов гравюр художница подарила императору III, а другой был приобретен Императорским Эрмитажем.  С 1894 года работы   становятся   постоянными   экспонатами «Санкт-Петербургского общества художников». В 1881 г. Е. Краснушкина награждена четырьмя серебряными медалями за этюды лошадей. С 1882 г. занималась офортом под руководством А.И. Сомова. Выполняла пейзажи, жанровые и аналитические сценки, батальные композиции. Участвовала в академических выставках. В 1904 г. в Москве были представлены ее картины: «Казаки на маневрах», «На рекогносцировке».

Мастерством   изображения   лошадей художница обязана своим педагогам по батальному классу Императорской академии художеств,  и,  прежде  всего,  профессору Б.П. Виллевальде. Дочь полковника войска Донского, она часто сюжетами своих картин выбирает сцены из жизни казаков, ее гравюра «Казаки» приобретена королем Италии Виктором-Эммануилом II. Постоянно проживая в Италии, Краснушкина проводит лето в России, где работает над картинами, изображающими местную жизнь и природу.

Сегодня картины Е. Краснушкиной находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея Санкт-Петербурга и в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Полина Агуреева

Полина Агуреева родилась 9 сентября 1976 года в Волгограде, в учительской семье. По происхождению Полина донская казачка, и это видно и по манере общения, и по умению держаться, и по воспитанию.

Будучи актрисой театра Петра Фоменко, Полина стала обладателем Гран-при фестиваля «Московские дебюты» за роль в спектакле «Холодно и горячо». Также в её коллекции есть премия «Чайка» и «Золотая маска» за роль Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница». В 2001 году Полина стала лауреатом государственной премии Российской Федерации.

Что касается кинокарьеры Полины Агуреевой, то абсолютно все её роли пришлись на 21-й век. Фильмография у неё совсем небольшая, чуть больше 20 картин, но при этом каждый образ яркий и запоминающийся. Когда Сергей Урсуляк начал съёмки фильма «Ликвидация», он прекрасно знал, какую роль предложить Полине, так как уже после «Долгого прощания» представлял себе её актёрские возможности. Но так получилось, он открыл Полину и как прекрасную певицу. Роль Антонины Царько была далеко не главной, но Полина подарила своей героине именно свой неповторимый и необыкновенный голос, исполняя в фильме все песни.

Татьяна Сивоволова

В Ростове в 2015 году появилась атаман Татьяна Сивоволова, получившая чин есаула. Она руководит обществом «Ростовский казачий округ “Казачки Дона”» и занимается социальными проектами и благотворительностью; в подчинении у нее в основном женщины. Впрочем, атаман надеется, что постепенно ее «женский батальон» может войти во Всевеликое войско Донское.

Советуем почитать:

Валерий Замыслов «Алёна Арзамасская»

Валерий Замыслов один из лучших российских мастеров исторического романа. Наибольшее внимание в своем творчестве он уделил «бунташному» 17 веку. Этот роман посвящен событиям восстания Степана Разина, легендарной старице Алене. Автор показывает Русь 17-го века и как у настоящего художника получается очень впечатляюще. Жизнь всех слоев общества, Cоляной и Медный бунты, и как кульминация разинское восстание, потрясшее основы государства. Царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, боярыня Морозова , Степан Разин и многие другие легендарные личности пройдут как живые перед глазами читателя. И конечно центральный персонаж книги — Алена Арзамасская почти забытая в наши дни.

Сухов Н.В. «Казачка»

Роман «Казачка» замечательного волгоградского писателя-фронтовика Николая Васильевича Сухова посвящен четырем годам жизни обыкновенной донской станицы. Но каким годам! Разгар Первой мировой войны, великие потрясения 1917 года и ужасы Гражданской войны — все это довелось пережить главным героям романа. Пережить и выжить, и не потеряться, не озвереть в круговерти людских страстей и жизненных коллизий. Роман Николая Сухова успешно продолжает и развивает славные традиции истинно народного повествования, заложенные в знаменитой эпопее М.Шолохова «Тихий Дон».

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.